МАСТЕР-КЛАСС «ТРАДИЦИИ, ОБРЯДЫ, СИМВОЛЫ….»
Встречаем новый мастер-класс СЕМЬИ СОКОЛОВЫХ - ВАЛИУЛЛИНЫХ и эстафетную палочку принимает АННА!
В каждой религии есть три компонента:
философия, мифология, ритуал.
Философия составляет суть любой религии;
мифология поясняет и иллюстрирует её примерами,
преданиями и притчами.
Ритуал же придаёт философии ещё более конкретную форму,
делая её доступной понимания каждого.
Свами Вивекананда
Пасхальноеяйцо—обрядоваяпищаиритуальныйсимволвпасхальныхобычаях, обрядахииграх. ДаритьокрашенныевкрасныйцветяйцанаПасху—древнийобычай.
Пасхальные яйца красятся не только в красный, но и в иные цвета, а также расписываются. В качестве пасхальных сувениров могут быть использованы яйца не только кур, но и других видов птиц, а также изделия в виде яйца, изготовленные из шоколада и различных других материалов — камня, фарфора, глины, дерева и т.д. «Пасхальные яйца так называемой императорской серии сегодня являются главным и самым известным символом бренда Фаберже».
У славян пасхальное яйцо, помимо употребления в пасхальных обрядах и играх, могло использоваться впоследствии на протяжении года в сакральных, оздоровительных или защитных целях.
История
Традиция окрашивания яиц появилась задолго до христианства, в далекой древности. В Африке найдены украшенные резьбой страусиные яйца, возрастом около 60 000 лет. Расписанные страусиные яйца, а также золотые и серебряные, часто встречаются в захоронениях древних шумеров и египтян, датируемых вплоть до начала III тысячелетия до н. э.
Обычай красить яйца связан с дохристианским празднованием весны. Ещё в дохристианские времена яйцо у многих народов являлось олицетворением творящей силы природы. Вся вселенная представлялась вышедшей из яйца. Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян.
У славянских народов яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы. Исследователи писанок отмечают, что на писанках отражены архаичные представления славян о вселенной, которые существовали у славян до принятия христианства. Славянам мир казался похожим на огромное яйцо. Посредине, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть желтка — это мир людей. Нижняя «исподняя» сторона — потусторонний или нижний мир, мир мёртвых, «Ночная страна». Вокруг Земли, подобно яичным белкам и скорлупе, расположены девять сфер (небес). Каждая из этих сфер имеет своё особое предназначение: для Солнца и звёзд; для Месяца; для туч и ветров. «Седьмое небо» славяне считали «твердью небесной», прозрачным дном небесного Океана, в котором сосредоточены запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей.
С появлением христианства символы древнего языческого поклонения сохранились и были адаптированы для христианской религии.
Красные пасхальные яйца являются частью пасхальных обычаев, представляют собой особый тип пасхального яйца, приготовляемого различными православными христианскими народностями, и часто сопровождаются другими традиционными пасхальными блюдами. Испанские пасхальные яйца, называемые хаминадос (исп. huevos haminados), пришедшие из еврейской традиции, готовятся похожим способом. Темно-красные яйца являются традиционными и в Греции.
Известны также аналогии между яйцом и видимым миром: в одной русской рукописи XVI века скорлупа уподоблялась небу, внутренняя плёнка («плева») — облакам, белок — водам, желток—земле, «сыростьпосреде́ яйца» (тоесть, его жидкое состояние) — греху, а загустение яйца сопоставлялось истреблению греха пролитием жертвенной крови Христа и Воскресением Христовым.
Как указывают исследователи из Оксфордского университета, пасхальное яйцо, пасхальный кролик и пасхальная лилия — одни из древних символов плодородия (англ. fertility), а праздник Пасхи, отмечаемый ранней весной, связан с древними мифами о плодородии возрождающихся героев, которые иногда принимали форму зерна, как в случае египетского Осириса, или форму других растений, как в случае с Адонисом. Германская богиня плодородия Эостра (др.-англ. Ēastre, др.-в.-нем. Ôstara), возможно, является источником для термина «Пасха» (англ. Easter; нем. Ostern). Согласно древним представлениям у нее был кролик, способный нести яйца. Но более общепринятой теорией является то, что Easter происходит от немецкого Ostern, которое происходит от скандинавского Eostur и переводится как «весна». В других языках для обозначения Пасхи было адаптировано еврейское слово Pesah (ивр. פסח).
Обычай окрашивать яйца в красный цвет был свойствен когда-то не только православным, однако, например, в англоязычном мире он воспринимался как устаревший даже в XIX веке, и, хотя пасхальные яйца там не исчезли, сегодня они, как правило, изготовлены из шоколада. На шоколадные яйца перешли и такие народы Западной Европы, как итальянцы и французы.
У ряда народов, преимущественно славянских, в той или иной степени сохранился обычай расписывать яйца в частности, его сохранили украинцы, и поляки.
Когда-то существовала особая «терминология» для обозначения различий между крашеными и расписанными яйцами: крашенки — полностью окрашенные яйца; писанки — яйца, расписанные сюжетными и орнаментальными узорами. Яйца, снабжённые узором в виде полосок, пятен и крапинок, именовались крапанками.
Разные народы в разной мере сохранили древнюю традицию росписи пасхальных яиц. Например, искусство белорусской писанки к настоящему дню практически утрачено, в отличие от украинской.
Использование луковой шелухи — самый распространенный способ окраски яиц.
Существует традиция освящения пасхальных яиц (вместе с куличами и творожными пасхами).
Пасхальные яйца освящали в церкви, обычно в субботу, иногда утром на Пасху.
Основным цветом, в который красили пасхальные яйца славяне, был красный. Красный цвет в народной культуре один из основных элементов цветовой символики: цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья и цвет потустороннего мира, хтонических и демонических персонажей. Красный цвет наделяется защитными свойствами и используется как оберег. Особо значимо в народных представлениях красное яйцо.
Первой пищей на Пасху часто было пасхальное яйцо. В волынском Полесье, например, хозяин (старший в семье) по утрам в течение трех дней Пасхи разрезал освященное яйцо на части по числу членов семьи (это называлось «делиться яичком») и раздавал на завтрак. Белорусы и македонцы на Пасху умывались водой, в которую было положено красное пасхальное яйцо.
Пасхальной пище и особенно пасхальному яйцу приписывались магические свойства. По завершении праздника с пасхальным яйцом обходили загоревшееся строение или кидали его в огонь, надеясь, что яйцо поможет остановить пожар; с ним искали заблудившуюся скотину, им оглаживали корову при первом весеннем выгоне, его закапывали в поле, чтобы у льна головки были величиной с яйцо. Болгары считали, что скорлупа красного пасхального яйца служит оберегом от кротов. Ритуальные действия с пасхальными яйцами и другими предметами болгары использовали для отгона градовых туч, а словаки, мораване и чехи — для получения хорошего урожая.
Существовала пасхальная игра с крашеными яйцами — катание яиц по земле или со специальных лотков, а также «битки» — битьё крашеными яйцами.
Обычай красить яйца, обмениваться ими, использовать их в различных обрядах и играх у славян охватывал период от Пасхи до Троицы, а иногда и до Петровского заговенья.
Аналоги в других культурах
Хафт син, набор из семи блюд, который подают в Иране во время Новруза
Традиция красить яйца на весенний праздник Новруз, которая существует в Иране и Азербайджане, возможно, имеет древние зороастрийские корни. В Азербайджане крашеные яйца — неотъемлемый элемент праздничного стола.
Техника украшения яиц
Яйца, окрашенные в один цвет, когда-то именовались крашенками. Этот самый простой способ окрашивания пасхальных яиц.
Писанки — это сложный способ раскрашивания яиц. На сырое холодное яйцо горячим воском при помощи стального перышка наносят узор. После нанесения узора яйцо окунают в разведённую холодную краску. Краски наносят, начиная с самой светлой. После нанесения очередной краски яйцо вытирают, вновь наносят узор воском и окунают в краску. После нанесения всех узоров воск осторожно «стапливают» с яйца (например, над пламенем свечи), растаявший воск удаляют бумагой или тряпкой.
В настоящее время для украшения пасхальных яиц используются, кроме того, разнообразные виды наклеек, термоплёнка и т. п.
Скульптурные изображения
В 2010 году в московском парке Красная Пресня было изготовлено пасхальное яйцо изо льда массой 880 кг и высотой 2 метра 30 сантиметров.
В 2018 году в преддверии фестиваля «Пасхальный дар» восьмиметровое пасхальное яйцо было установлено в самом центре Москвы — в Камергерском переулке. Ранее яйцо устанавливали на пасхальных фестивалях 2017 и 2016 годов.
Скульптурные изображения пасхального яйца различного внешнего вида устанавливались и в других городах и странах.
ИСТОРИЯ ПАСХИ
Фильм о Пасхе для детей 4-7 лет
Резьба по дереву и скорлупе - Яйцо страуса
Писанки и крашенки. Как красили яйца на пасху до христианства
Игра на Пасху для детей "Кто вылупится из яйца?"
Святая Пасха обряды и традиции
Традиции праздника Навруз: необычный способ окрашивания яиц
Пасхальные традиции разных стран мира
"Тайны Фаберже" Фильм Владимира Кондратьева
АНО "СЕМЬ ИСТОКОВ"
Автономная некоммерческая организация содействия социально-культурным проектам
© 2014 АНО «Семь истоков»