ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО КИНО
Первым русским мультипликатором (1906 год) был Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра, создавший первый отечественный кукольный мультфильм, в котором изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций. Фильм снят на 17,5-миллиметровую плёнку. Время по его созданию заняло три месяца. За время создания Ширяев протёр ногами дыру в паркете, поскольку постоянно ходил от кинокамеры к декорации и обратно.
Данные фильмы обнаружены в архиве Ширяева киноведом Виктором Бочаровым в 2009 году. Там же найдены ещё несколько кукольных мультфильмов: «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро» и любовная драма со счастливым концом «Шутки Арлекина». Современные мультипликаторы ещё не могут разгадать секреты мультипликатора, поскольку куклы Ширяева не просто ходят по земле, но и прыгают и крутятся в воздухе.
Александр Ширяев: Запоздавшая премьера (2003)
Документальный фильм о выдающемся русском балетмейстере и основоположнике объемной анимации 1906-1909 гг.
ПЕРВЫЙ РУССКИЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР - АЛЕКСАНДР ШИРЯЕВ
«Новый Гулливер» — советская детская мультипликационно-игровая сатирическая комедия, поставленная режиссёром Александром Птушко по мотивам романа Джонатана Свифта и снятая им в 1935 году. Первый фильм, в котором центральный игровой персонаж действует в художественном пространстве, целиком созданном средствами объёмной мультипликации, стал одним из самых значительных явлений советской мультипликации 1930-х годов и своей политической направленностью привлёк внимание зрителей многих стран.
В картине было использовано около 1500 кукол, в том числе — многочисленные вылепленные из глины скульптором Ольгой Таёжной лилипуты.
«НОВЫЙ ГУЛЛИВЕР» — СОВЕТСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННО-ИГРОВАЯ САТИРИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
Новый Гулливер (Александр Птушко, 1935)
БРОНЕНОСЕЦ «ПОТЁМКИН»
«Броненосец «Потёмкин»» — немой исторический художественный фильм, снятый режиссёром Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм» в 1925 году. Неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики.
Сценарий этой поистине культовой картины был основан на реальных событиях, произошедших в июне 1905 года, когда на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический» команда подняла восстание.
Добавить немного красок в отечественное черно-белое полотно впервые решил сам Эйзенштейн. Во время создания знаменитой ленты режиссер собственноручно раскрасил в красный цвет флаг на кинопленке. Именно его поднимали над судном восставшие матросы.
Броненосец Потемкин ( 1925)
В наступившем 2016 году, объявленном Годом российского кино, мы открываем новый проект, целиком посвященный отечественному кино.
Основываясь на собственном опыте и мнениях известных кинематографистов, мы сделаем экскурс в историю развития кинематографа, напомним об общепризнанных успехах киноискусства как синтеза литературы, изобразительного искусства, театра и музыки, предоставим уникальную возможность просмотра в удобных для Вас месте, времени и обстоятельствах отобранных нами шедевров, созданных под покровительством известной с 1895 года Музы Кино.
Читайте и смотрите предложенные нами материалы и предлагайте к чтению и просмотру сами (наш электронный адрес sem.istokov@yandex.ru)!
ГЛАВНЫЙ СКАЗОЧНИК СОВЕТСКОГО КИНО
Александр Артурович Роу (1906—1973) — советский кинорежиссёр, автор 16 фильмов-сказок. Народный артист РСФСР (1968).
Режиссера Александра Роу, главного сказочника советского кино, до сих пор никто не смог превзойти: ежегодно в прокат выходят новые детские картины, а мы продолжаем с удовольствием смотреть пусть в чем-то наивные, но полные современного озорства, поэзии и любви к русской сказке фильмы.
Наивные и прекрасные – режиссер говорил, что сказка неотделима от красоты – фильмы Роу преподают зрителям всех возрастов нехитрые, но важные уроки: победу добра над злом, труда над ленью, ценность любви и дружбы.
Василиса Прекрасная. (Александр Роу 1939)
В «Василисе Прекрасной» есть захватывающие эпизоды сражения главного героя Иванушки со Змеем Горынычем. На Экспериментальном заводе игрушек в подмосковном Загорске было изготовлено несколько Змеев Горынычей разных размеров. Самого большого — длиной в несколько метров — везли на съемки в Ялту на четырех платформах. Когда его собрали, внутрь поместили 14 человек разного роста. В головах (Горыныч тот был о шести головах) могли поместиться только лилипуты. Сидевшие внутри двигались по команде - и многоглавое чудовище оживало! После долгих репетиций была назначена съемка. Режиссер дал команду, Сергей Столяров, игравший Иванушку, лихо пришпорил коня, держа наперевес длинную пику, и помчался на Змея Горыныча. Змей ожил, но тут испугался настоящий конь под актером! Он начал пятиться назад и наконец встал как вкопанный. Съемку пришлось прекратить. Целую неделю коня водили к Змею Горынычу, на пути рассыпали вкусную приманку - овес, сено, и конь постепенно перестал бояться ужасного чудища.
«Морозко» стал 13-ым полнометражным фильмом режиссёра Александра Роу и оказался счастливым: критики и зрители приняли фильм с восторгом.
Инна Чурикова сыграла Марфушеньку ещё будучи студенткой Щукинского училища. Позже она вспоминала: «Я очень хотела сниматься, но даже не надеялась, что меня возьмут. На пробах мы грызли орехи, я их очень хорошо грызла, не щадя зубов своих. Наверное, поэтому Александр Артурович меня взял».
Стивен Спилберг (Steven Spielberg) называл фильм «Морозко» предтечей целого ряда киношедевров Голливуда: именно из картины Роу черпали идеи создатели зрелищных спецэффектов, украсивших многие американские блокбастеры.
Пес Дружок до фильма «Морозко» уже снимался в «Сказка о потерянном времени».
Киносказочник Александр Роу 2004
Морозко (Александр Роу 1964)
Комбинированные съёмки — эпизоды с преображением Водокрута и колдовством, сцены в подводном царстве — были выполнены в фильме на высоком для того времени уровне.
Лицо и голову Георгия Милляра, сыгравшего в фильме Квака, перед съемками намазывали зеленкой.
Форма солдата полностью соответствует русской военной форме середины XIX века.
Марья-искусница (Александр Роу 1960)
Финист - ясный сокол
(Памяти Александра Роу.
Геннадий Васильев 1975)
«Финист — Ясный Сокол» — советский художественный фильм-сказка, поставленный на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького режиссёром Геннадием Васильевым по мотивам русских народных сказок и одноимённой сказочной пьесы Н. Я. Шестакова. Получил главный приз на международном кинофестивале в Хихоне (Испания). Посвящён памяти режиссёра-сказочника Александра Роу. В титрах фильма Роу значится соавтором сценария. Это дань творчеству большого мастера, чьи картины — «Варвара-краса, длинная коса», «Морозко», «Огонь вода и медные трубы», «Кощей Бессмертный» — задали каноны жанра киносказки и оказали влияние на всех режиссеров, пришедших ему на смену.
АНО "СЕМЬ ИСТОКОВ"
Автономная некоммерческая организация содействия социально-культурным проектам
© 2014 АНО «Семь истоков»