Завершился IX Международный конкурс молодых оперных певцов

 им. Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IX Международный конкурс молодых оперных певцов им. Н.А. Римского-Корсакова завершился 31 января в Тихвине, родном городе великого русского композитора. Возрожденный после шестилетнего перерыва, конкурс стал кульминацией впервые проведенного на тихвинской земле Международного оперного фестиваля Н. А. Римского-Корсакова, стартовавшего в октябре 2014 года и посвященного 170-летию со дня рождения композитора. Фестиваль в Тихвине обещает стать ежегодным. Вице-губернатор Ленинградской области Николай Емельянов отметил, что проведение II фестиваля уже намечено на осень 2015 года. 
Художественный руководитель фестиваля и председатель жюри конкурса – народная артистка России, народная артистка Украины, народная артистка Республики Северная Осетия – Алания, художественный руководитель Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Лариса Гергиева. Конкурсные состязания впервые проводились по двум направлениям – камерному и оперному исполнительству. На камерное отделение было отобрано 15 исполнителей, на оперное – 42 конкурсанта из городов России, Белоруссии, Украины, Узбекистана, Грузии, Армении, Китая.

Лауреаты оперного отделения конкурса 
Гран-при: Сюэ Хао Инь (Пекин, Китай). 
Приз «Надежда» присужден: Джульетте Алексанян (Ереван, Армения), Фарангиз Шамсиевой (Ташкент, Узбекистан) и Зауру Алиеру (Карачаево-Черкессия, Россия). 
Лучшим концертмейстером конкурса стал Василий Попов (Санкт-Петербург, Россия). 
I премия: Юлия Маточкина (Санкт-Петербург, Россия), Ованнес Нерсесян (Ереван, Армения). 
II премия: Светлана Москаленко (Санкт-Петербург, Россия), Джульетта Алексанян (Ереван, Армения), Григорий Чернецов (Санкт-Петербург, Россия). 
III премия: Дмитрий Гарбовский (Харьков, Украина), Носир Юсупов (Ташкент, Узбекистан), Елена Горло (Санкт-Петербург, Россия), Фарангиз Шамсиева (Ташкент, Узбекистан). 
IV премия: Роман Люлькин (Москва, Россия).

Лауреаты камерного отделения конкурса 
I премия: Татьяна Старкова (Пермь, Россия). 
II премия: Лев Эльгардт (Санкт-Петербург, Россия) и Алена Гурьева (Санкт-Петербург, Россия). 
III премия: Андрей Максимов (Санкт-Петербург, Россия) и Маргарита Иванова (Санкт-Петербург, Россия).

Было присуждено также несколько специальных премий: 
Приз зрительских симпатий – Диане Нурмухаметовой. 
Приз Дома-музея Римского-Корсакова (сольный концерт в Доме-музее) – Светлане Москаленко (Санкт-Петербург, Россия). 
Приз за лучшее исполнение арии из оперы Римского-Корсакова среди иностранных участников – Го Дзан Цао (Пекин, Китай). 
Приз Губернатора Ленинградской области за лучшее исполнение романса Римского-Корсакова – Эмилии Аблаевой (Крым, Россия). 
Приз Губернатора Ленинградской области за музыкальность и артистизм – Дмитрию Лебамбе (Санкт-Петербург, Россия). 
Приз жюри за артистизм – Ди У (Пекин, Китай). 
Приз жюри за виртуозность – Диане Нурмухамедовой (Уфа, Башкирия). 
Дипломантами камерного отделения конкурса стали Динар Джусоев (Казань, Россия), Эмилия Аблаева (Крым, Россия), Елена Ефремова (Оренбург, Россия), Анна Золотова (Самара, Россия). 
Дипломанты оперного отделения конкурса – Анна Бархатова (Омск, Россия), Фируза Юсупова (Ташкент, Узбекистан), Динар Джусоев (Казань, Россия), Диана Нурмухамедова (Уфа, Башкирия), Дмитрий Лебамба (Санкт-Петербург, Россия), Ди У (Пекин, Китай), Анна Шульгина (Санкт-Петербург, Россия).

Гала-концерт финалистов конкурса прошел в Концертном зале Дворца культуры им. Римского-Корсакова в Тихвине в сопровождении Симфонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением Павла Петренко.
 

 

Николай Римский-Корсаков «Снегурочка»
Весенняя сказка в четырёх действиях с прологом 
Мариинский-2 (новая сцена)
Понедельник, 9 февраля, 19:00
Вторник, 10 февраля, 19:00


Опера Николая Римского-Корсакова «Снегурочка» по одноимённой пьесе Александра Островского. В этой опере противопоставлены два мира — реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора, «вечные, периодически выступающие силы природы». О музыке Римского-Корсакова Островский написал, что «...ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа». А в письмах к друзьям композитор признался: «Заканчивая «Снегурочку», я почувствовал себя созревшим музыкантом и композитором, ставшим окончательно на ноги». Премьера «Снегурочки», третьей оперы Римского-Корсакова, состоялась сцене Мариинского театра в 1882 году и прошла с большим успехом. Сейчас в театре идёт редакция спектакля, поставленного в 2004 году.

 

Интернет-трансляция 
Симфонический оркестр Мариинского театра 
Солист: Денис Мацуев (фортепиано)
Дирижёр: Валерий Гергиев
Нью-Йорк, Карнеги-холл
Сайт http://www.medici.tv/
Среда, 28 января, 20:00 (время Нью-Йорка)


Концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева при участии Дениса Мацуева, который состоится на сцене нью-йоркского Карнеги-холла в среду, 28 января, будет транслироваться в прямом эфире каналом Medici TV. В программе — Первый концерт для оркестра («Озорные частушки») Родиона Щедрина, Второй фортепианный концерт Петра Чайковского и Пятая симфония Сергея Прокофьева. Трансляция начнётся в 20:00 по нью-йоркскому времени (т.е. уже в четверг, 29 января, в 04:00 по петербургскому времени) и будет доступна для просмотра на сайте канала. Запись концерта будет доступна для повторного просмотра в течение 90 дней.

 

Интернет-трансляции февральских концертов
Концертный зал Мариинского театра
Медиа-сайт http://mariinsky.tv/
1, 5, 8, 22, 26 и 27 февраля, 19:00


Несколько февральских концертов в Концертном зале Мариинского театра будут транслироваться службой медиавещания Мариинского театра в прямом эфире на сайте http://mariinsky.tv/. В расписании интернет-трансляций февраля — сольные концерты Екатерины Семенчук (1 февраля) и Петра Лаула (5 февраля), концертные исполнения опер «А зори здесь тихие» Кирилла Молчанова (8 февраля) и «В бурю» Тихона Хренникова (26 февраля), а также концерты ансамбля ударных инструментов «Ренессанс перкашн» (22 февраля) и Квартета имени Бородина (27 февраля). Эти концерты также будут транслироваться в прямом эфире интернет-радио Мариинского театра. Уточнить актуальное на данный момент расписание интернет-трансляций можно на сайте медиавещания.

 

 

Премьера
Николай Римский-Корсаков «Золотой петушок»


Опера (небылица в лицах) в трёх действиях 
Постановка Анны Матисон

 

Мариинский-2 (новая сцена)
Четверг, 25 декабря, 19:30
Пятница, 26 декабря, 19:00
Суббота, 27 декабря, 12:00
Суббота, 3 января, 19:00
Воскресенье, 1 февраля, 19:00


В четверг, 25 декабря, пятницу, 26 декабря и субботу, 27 декабря на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) состоятся премьерные представления новой постановки оперы Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок», спектакль будет показан также в субботу, 3 января и воскресенье, 1 февраля.

Последняя опера Римского-Корсакова, сочинение излюбленного композитором сказочного жанра, написанное по одноимённой сказке Александра Пушкина, — по богатству красок, яркости звуковой палитры, мудрой изобретательности и гармонической уравновешенности всех элементов «Золотой петушок» является одним из наивысших достижений Римского-Корсакова. Композитор не стал называть свою оперу «сказкой» (как «Сказку о царе Салтане») и даже «сказочкой» (как «Кащея Бессмертного»). Он назвал её «небылицей в лицах», отсылая зрителя и слушателя оперы к совсем иному пласту русского народного творчества — небылицам, небывальщинам, былинам-скоморошинам, фольклорным пародиям. В небылицах царствует стихия комического неправдоподобия (всегда отталкивающегося от серьезного «оригинала»), часто оно усиливается рассказом от первого лица (в «Золотом петушке» «автором» и «рассказчиком» всей истории становится Звездочёт). Для них характерны «переворачивание смысла», подчёркнуто иронический тон повествования. Небылицы — часть народной смеховой культуры, «мира наизнанку», в котором не действуют прежние правила и привычная логика, а герои подменяются антигероями.
Постановку «Золотого петушка», третью за более чем вековую историю этой оперы в Мариинском театре, готовит команда во главе с драматургом, сценаристом, кинорежиссёром и продюсером Анной Матисон (она выступает одновременно как режиссёр-постановщик, художник-постановщик и художник по костюмам). Этот спектакль является для неё дебютом на оперной сцене, но в драматургии и кино она уже далеко не новичок. По словам режиссёра, её спектакль ориентирован прежде всего на так называемую «семейную аудиторию», на детей.

Анна Матисон рассказывает о своём видении постановки оперы «Золотой петушок»:

Во-первых, композитор действительно назвал оперу «небылица в лицах», а не сатирические картины. А сатира и небылицы — это разные жанры. Видеть в этой сказке сатиру — знакомый, традиционный путь, многократно использовавшийся режиссёрами. Но я в первую очередь беру за основу то, что все мы помним эту сказку с детства. Неважно, читали мы её сами или слушали чтение родителей — ни в том, ни в другом случае мы не воспринимали и не обсуждали её как политическую сатиру, а следили за действием. Мне очень хотелось сделать именно сказку, потому что сказка слышится мне и в музыке тоже. На что ещё вести детей, если не на такую прекрасную музыку, такую ясную, прозрачную, изумительно красивую, очень образную, очень визуальную? «Золотой петушок» может быть для ребенка оперой для первого посещения театра, первого знакомства с ним, и музыка позволяет сделать это знакомство доверительным, открывая для маленького зрителя новый интерес. Это, во-первых. Во-вторых — то, что касается концепта и намёков на политическую сатиру. Дело в том, что действие происходит в Тридевятом царстве и у Пушкина, и у Римского-Корсакова. Но ни поэт, ни композитор не конкретизируют, что сказочное Тридевятое царство — это Россия, мы понимаем это интуитивно. Конечно, в контексте считываются архетипы наших царей и политических ситуаций, но это нигде не проговаривается прямолинейно, нет никаких аллюзий и шуточек, которые давали бы жёсткую характеристику жанра.

В музыке «Золотого петушка» я прежде всего слышу очень красивый сказочный мир. Драматургия спектакля выстраивается по определенным законам, есть такое понятие как «логлайн», то есть — про что эта опера в одну строчку. Возможно, я ошибаюсь, но для меня основная тема — власть женщины. Если бы мы делали спектакль про глупого царя, тогда согласно сценарным законам должен был бы погибнуть только царь или ещё кто-то стать случайной, нечаянной жертвой. Но когда погибают абсолютно все мужчины, молодые и старые, умные и глупые, — это говорит о том, что власть женщины безгранична. Для детей мы выстраиваем сюжет про принцессу и приключения в сказочной стране, взрослые же должны считывать историю про власть женщины. Не про попытку встать на путь зла, но про отказ от неё. Ведь мы даём шанс Шемаханской царице, но она им не воспользуется — из страха быть собой...

Для меня театр — очень консервативное пространство, этим он мне и нравится. Даже современный, самый оснащённый театр — всё равно консервативен как явление, так как в нём есть ограничения, диктуемые сценой. В театре не спрячешься за спецэффект — театр по-прежнему требует прежде всего таланта. Я и в кино не люблю спецэффекты, потому что они очень быстро устаревают. Я надеюсь, что получится найти яркие решения с использованием современных технологий, которые призваны не поразить, а деликатно, даже незаметно вписаться в контекст оперы, которые будут актуально смотреться и по прошествии времени. Я бы сказала, что «Золотой петушок» — классическая постановка, сделанная современными средствами, и очень надеюсь, что старания людей, работавших над ней, сложатся в целостную картину и спектакль получится интересный.

Сама по себе репетиционная технология в театре и в игровом кино не сильно различается — репетиционные периоды практически одинаковые. В кино самое важное — выстроить линию каждого персонажа, он должен чувствовать себя свободно и мотивированно в каждом фрагменте. В опере примерно то же самое. Разговаривая с режиссёрами, которые приходят в музыкальный театр из кино, я поняла, что для них непривычность ситуации состоит в том, что все артисты поют. Но для меня музыка — главный сценарий; всё так, как я хотела, как мне мечталось. Поэтому считаю, что мне повезло, и я по-настоящему благодарна за возможность дебютировать в качестве оперного режиссёра на сцене Мариинского театра. Мои коллеги по постановке любят музыку, чувствуют её и считают этот мир своим на сто процентов.

нему.

Мариинский театр
232-й сезон

 

23-й Музыкальный фестиваль «Звёзды белых ночей» — традиционный летний парад спектаклей и концертов, привлекающих внимание широкого круга любителей классической музыки, оперы и балета.

Полная программа фестиваля опубликована на сайте Мариинского театра. 

 

Выступления Валерия Гергиева на 23-м Музыкальном фестивале «Звёзды белых ночей»
Мариинский театр
Мариинский-2 (новая сцена)
Концертный зал Мариинского театра
27 мая ... 26 июля 2015 г.


Валерий Гергиев, задумавший в 1993 году фестиваль «Звёзды белых ночей» как «музыкальный подарок» Петербургу от коллектива Мариинского театра и солистов, принимающих в нём участие, традиционно дирижирует значительным количеством фестивальных спектаклей и концертов. Содержанием фестиваля, с первого же года его проведения, стало обращение к шедеврам мировой музыкальной культуры, в том числе произведениям, редко исполняемым и незаслуженно забытым. В последующие годы программа фестиваля полнилась и современной музыкой, подчас впервые звучащей в концертных залах Петербурга именно в фестивальные дни. Музыканты первой величины — коллеги и друзья Валерия Гергиева и сам маэстро — сразу задали тон всему фестивалю, вывели его на уровень уже обретших популярность мировых музыкальных форумов.

На фестивале 2015 года, в год 175-летия со дня рождения Чайковского, Валерий Гергиев будет дирижировать премьерными представлениями новой постановки оперы «Пиковая дама» (27, 28, 29 мая и 26 июля), а также балетом «Спящая красавица» (31 мая и 1 июня), операми «Евгений Онегин» (26 и 27 июня) и «Мазепа» (28 июня).

Под управлением Валерия Гергиева пройдут оперные спектакли «Дон Карлос» (30 мая), «Женщина без тени» (3 июня), «Трубадур» (4 июня), «Лоэнгрин» (5 июня), «Троянцы» (9 июня), «Левша» (22 июня), «Фауст» (23 июня), «Хованщина» (29 июня), «Сказка о царе Салтане» (16 и 17 июля) и «Отелло» (24 июля), а также концертное исполнение оперы Сен-Санса «Самсон и Далила» (2 июня) и премьера новой постановки оперы Верди «Травиата» (17 июня).

Несколько программ под управлением Валерия Гергиева представит Симфонический оркестр Мариинского театра при участии прославленных инструменталистов — пианистов Барри Дугласа (10 июня), Даниила Трифонова (14 июня) и Дениса Мацуева (24 июня), скрипачей Леонидаса Кавакоса (13 июня) и Пинхаса Цукермана (25 июня), виолончелиста Линна Харрелла (14 июня). Маэстро Гергиев также продирижирует гала-концертом лауреатов XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского (3 июля) и концертом молодёжного оркестра Российско-немецкой музыкальной академии (31 мая).

 

1-й Фестиваль детско-юношеских оркестров Санкт-Петербурга
 

Мариинский театр
Мариинский-2 (новая сцена)

17 апреля — 18 мая 2015 г.


С 17 апреля по 18 мая в залах Мариинского театра будет проходить 1-й Фестиваль детско-юношеских оркестров Санкт-Петербурга. С открытием новой сцены (Мариинский-2) у Мариинского театра появились возможности для более разнообразной реализации просветительского направления деятельности: уже несколько лет в театре существуют образовательные проекты для зрителей самого разного возраста, детские и семейные абонементы, ежегодно появляются новые программы для детей и юношества. В нынешнем сезоне приоритетным направлением театра стала поддержка молодых талантов. В этом месяце, вскоре после недавно завершившегося абонемента «Детские хоры России», открывается новый фестиваль детско-юношеских оркестров Санкт-Петербурга, который пройдёт впервые.

Фестиваль даст юным музыкантам возможность выступить в залах Мариинского театра и почувствовать себя настоящими артистами. В концертах выступят оркестр Средней специальной музыкальной школы Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова под управлением Аркадия Штейнлухта (17 апреля), концертный камерный оркестр Музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова под управлением Дмитрия Ралко и смешанный хор дирижёрско-хорового отделения училища им. Н.А. Римского-Корсакова под управлением Николая Романова (26 апреля), концертный камерный оркестр Детской школы искусств им. Е.А. Мравинского под управлением Андрея Мазницына (10 мая), струнный оркестр «Юные симфонисты Санкт-Петербурга» Детской школы искусств № 4 под управлением Дмитрия Воробьёва и камерный оркестр Музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского под управлением Льва Дунаева (17 мая). Завершится фестиваль гала-концертом, в котором выступят все перечисленные коллективы (18 мая). За дирижёрский пульт в этот вечер встанет Валерий Гергиев, по инициативе которого проводится фестиваль.

 

Апрель  принесёт много новых событий, которые будут происходить в насыщенной жизни Мариинского театра. Из главного — стартующий на следующей неделе 9-й Международный фестиваль «Лики современного пианизма» (6−12 апреля), исполнение величественного Реквиема Джузеппе Верди (10 апреля), начало серии мероприятий по случаю 175-летия со дня рождения Петра Ильича Чайковского (с 11 апреля), а также первые в нынешнем сезоне представления балетов «Спартак» (15, 16 и 17 апреля) и «Легенда о любви» (22, 23 и 24 апреля) — шедевров советской хореографии, мировые премьеры которых состоялись в Мариинском театре (Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова). Заглядывая дальше, нельзя не отметить намеченных на конец апреля − начало мая выступлений прима-балерины Мариинского театра Дианы Вишнёвой (28 апреля и 5 мая) и исполнения масштабных симфонических полотен Густава Малера — Второй, Третьей и Восьмой симфоний (23, 24 и 25 мая). 

 

 

15-й Международный фестиваль балета «Мариинский»

Мариинский театр
Мариинский-2 (новая сцена)
13−22 марта 2015 г.


В течение десяти дней, с 13 по 22 марта, на исторической и новой сценах Мариинского театра будет проходить 15-й Международный фестиваль балета «Мариинский» — традиционный весенний парад балетных спектаклей, выделяющихся из насыщенной афиши Мариинского театра чем-то особенным.

Фестиваль откроют премьерные показы двух одноактных балетов в хореографии Антона Пимонова — «Бемби» на музыку Андрея Головина и «В джунглях» на музыку Александра Локшина (13 и 14 марта). В качестве автора либретто и художника выступит драматург, сценарист, кинорежиссёр и продюсер Анна Матисон. За дирижёрский пульт встанет Валерий Гергиев.

Афишу фестиваля украсят классические спектакли из «золотого фонда» Мариинского театра: на исторической сцене будут показаны балеты «Дон Кихот» (15 марта), «Баядерка» (16 марта) и «Жизель» (17 марта), а на новой сцене — «Лебединое озеро» (18 марта) и «Спящая красавица» (20 марта). Наряду с ведущими солистами Мариинского балета в этих спектаклях выступят этуали балетной труппы Парижской оперы. С приходом хореографа Бенжамина Мильпье (поставившего в Мариинском театре балет «Without») на пост художественного руководителя балета Парижской оперы отношения этой труппы с Мариинским театром будут более тесными. Первым шагом станет участие ведущих солистов французской труппы в фестивальных спектаклях Мариинского театра. В свою очередь, солисты Мариинского балета будут выступать в спектаклях Парижской оперы.

Специальным событием фестиваля будет творческий вечер Виктории Терёшкиной — танцовщицы, которая «родилась», состоялась и достигла в Мариинском театре статуса прима-балерины (19 марта). В этот вечер она покажет себя в таких любимых ею спектаклях как «Легенда о любви», «Шехеразада» и Grand Pas из балета «Пахита», а также преподнесёт зрителями несколько приятных сюрпризов.

В третий раз в рамках фестиваля пройдёт творческая мастерская молодых хореографов, на которой свои работы продемонстрируют артисты балета, совершающие первые шаги в качестве хореографов (21 марта).

Фестиваль завершится традиционным гала-концертом звёзд балета, в котором выступят ведущие артисты Мариинского театра и приглашённые солисты (22 марта). Будут показаны лучшие современные работы, поставленные в Мариинском театре за прошедший год, а также будет представлена премьера нового балета Парижской оперы.
 

 

АНО "СЕМЬ ИСТОКОВ" 

Автономная некоммерческая организация содействия социально-культурным проектам

 © 2014 АНО «Семь истоков»