САМЫЙ РУССКИЙ ФРАНЦУЗ

Marius Petipa (Мариус Петипа)

                                                                    «Я считаю петербургский балет первым в мире именно потому, что в нем        сохранилось то серьезное искусство, которое было утрачено за границей»   
М. Петипа
 

 

Выдающегося артиста балета и балетмейстера Мариуса Петипа Россия и Франция никак не могут поделить. И те, и другие считают его своим. И у Франции, и у России есть на это все основания. Он был такой могучей фигурой русского балета, что вторую половину 19 века называют в балете "эпохой Петипа". Благодаря ему русский балет считался самым лучшим в мире.

 

 
Биография 

Артист балета и балетмейстер Мариус Иванович Петипа (настоящее имя – Альфонс Виктор Мариус Петипа, Alphonse Victor Marius Petipa) родился 11 марта 1818 года в Марселе (Франция). Отец – Жан-Антуан Петипа – артист балета и хореограф, мать – Викторина Грассо – драматическая актриса, пользовалась известностью как исполнительница первых ролей в трагедиях.

 

В 1822 году Жан-Антуан Петипа получил приглашение в Брюссель, куда переехал со своей семьей. Общее образование Мариус Петипа получил в брюссельской гимназии, одновременно посещал консерваторию Фетис, где изучал сольфеджио и учился игре на скрипке. С семи лет Мариус и его старший брат Люсьен начали обучаться хореографии в классе своего отца. В Брюсселе состоялся и дебют будущего хореографа.

В начале 1830-х годов семья перебралась во Францию, где Мариус Петипа начал заниматься со знаменитым хореографом Огюстом Вестрисом. Выступал в Бордо, вместе с отцом гастролировал в Нью-Йорке, в 1843–1846 годах работал в Испании.

В 1847 году Петипа был приглашен в Петербург и заключил контракт с дирекцией императорских театров. В октябре 1847 года Петипа дебютировал в роли Люсьена в балете Жозефа Мазилье "Пахита" (музыка Эдуарда Дельдевеза), который перенес из Парижа. В дальнейшем исполнял ведущие роли в балете Мазилье "Сатанилла" (музыка Наполеона Ребера и Франсуа Бенуа), балетах Жюля Перро "Эсмеральда" (музыка Цезаря Пуни), "Фауст" (музыка Пуни и Джакомо Паниццы), "Корсар" (музыка Адольфа Адана), а также в собственных постановках.

Сочинив на рубеже 1850-х и 1860-х годов ряд одноактных спектаклей, в 1862 году Петипа прославился постановкой "Дочери Фараона" (музыка Пуни), поразившей зрелищностью и танцевальным богатством.

В 1862 году Мариус Петипа официально был назначен балетмейстером Петербургских императорских театров, а с 1869 года стал главным балетмейстером. Это место он занимал до 1903 года.

Среди его балетов: "Царь Кандавл" (1868) Цезаря Пуни, "Дон Кихот" (1869, Москва; 1871,Санкт Петербург), "Баядерка" (1877) Людвига Минкуса и другие. "Баядерка" стала первым шедевром Петипа, особенно "акт теней", который до сих пор является образцом академического классического балета.

Свои балеты Петипа предпочитал ставить в тесной связи с композиторами, если это было возможно. Совместная работа помогала балетмейстеру глубже проникнуть в суть музыки, а композитору – создать партитуру, гармонично сочетающуюся с хореографической частью.

Вершин академизма и симфонизации танца Петипа достиг в балетах Петра Чайковского ("Спящая красавица", 1890; "Лебединое озеро", 1895) и Александра Глазунова ("Раймонда", 1898).

Среди поставленных Петипа одноактных балетов выделялись "Сон в летнюю ночь" (1876) на музыку Феликса Мендельсона к комедии Шекспира, "Испытание Дамиса" ("Служанка госпожа", 1900) и "Времена года" (1900) Глазунова.

В 1894 году Петипа принял русское подданство. Русских артистов он считал лучшими в мире, говоря о том, что способность к танцу у русских просто врожденная и требует лишь тренировок и шлифовки.

Последние годы творчества великого балетмейстера были омрачены отношением к нему нового директора императорских театров Владимира Теляковского. Уволить Мариуса Петипа он не мог, так как поклонником творчества артиста был император Николай II, но стал чинить препятствия в постановках, вмешиваясь в творческий процесс и делая замечания.

Мариус Петипа жил в Петербурге до 1907 года, а затем по настоянию врачей уехал вместе с семьей в Крым, в Ялту, где провел остаток своей долгой жизни.

14 июля (1 июля по старому стилю) 1910 года Петипа скончался в Гурзуфе. Его тело было перевезено в Петербург и торжественно похоронено на Волковском лютеранском кладбище. С течением времени, однако, его могила оказалась в запустении, и в 1948 году по решению властей прах балетмейстера был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Француз по происхождению, Мариус Петипа работал преимущественно в России, где балет второй половины XIX века принято называть "веком Петипа". Многие постановки сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия. Постановки балетмейстера отличались мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий.

Петипа был дважды женат на танцовщицах. В 1854 году он сочетался браком с Марией Суровщиковой, впоследствии супруги разъехались. В 1882 году Мария Суровщикова умерла, и Мариус Петипа женился во второй раз на дочери известного в те годы артиста Леонида Леонидова – Любови Савицкой.

Практически все дети Петипа имели отношение к театру. Четверо его сыновей стали драматическими актерами, четверо дочерей танцевали на сцене Мариинского театра.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Русский балетмейстер и педагог Мариус Петипа

Источник: http://ria.ru/spravka/20130311/926168525.html

Источник: Мариус Петип

 

 
Книги
Сборник, посвящен Мариусу Петипа, первый в ряду задуманных Ленинградским государственным театральным музеем публикаций из хореографического наследства.
Идея создания сборника принадлежит Юрию Слонимскому, который разработал его план и передал музею собранные им материалы.

Предисловие к сборнику Мариус Петипа «Материалы. Воспоминания. Статьи» составленного 1971 году дает представление о творчестве великого балетмейстера.

Наш балет (1673—1899). Балет в России до начала XIX столетия и балет в Петербурге до 1899 г

Александр Плещеев

Санкт-Петербург Издание Ф. А. Переяславцева и А. А. Плещеева, 1896

Книга "Наш балет" - первый опыт написания истории балета в России с XVII до конца XIX в. Данное произведение представляет интерес и для историков театра, специалистов по балету, и для любителей балетного искусства.

 

Мемуары Мариуса Петипа.

СПб.: Типография "Труд", 1906.

 

 

Баядерка

Мариус Петипа, Людвиг Минкус

Прижизненное издание.Санкт-Петербург, 1877 год. Издательство Эдуарда Гоппе.

В издании представлено либретто балета "Баядерка", литературным источником которого является драма индийского классика Калидасы «Шакунтала» и баллада В.Гёте «Бог и баядерка». В основе сюжета — романтичная восточная легенда о несчастной любви баядерки и храброго воина.

Балет был поставлен балетмейстером Мариусом Петипа на музыку Людвига Федоровича Минкуса в 1877 году.

 

Мариус Петипа (1822 - 1910)

Д. Лешков

Издание Петроградских Академических Театров, 1922

Издание выпущено к столетию со дня рождения русского артиста балета, балетмейстера Мариуса Ивановича Петипа.

 

Мариус Иванович Петипа. 1822-1922.

И. Иванов и К. Иванов

Гос. акад. балет - Петербург, 1922.

К столетию дня рождения. - Список балетов М. И. Петипа (поставленных в России.

 

«П. И. Чайковский и балетный театр его времени»

Юрий Слонимский

Издательство: "Государственное музыкальное издательство (МУЗГИЗ)", 1956

В публикуемой работе рассказывается о балетах Чайковского и их судьбе в театре его времени.

 

 

Мариус Петипа: Материалы, Воспоминания, Статьи

Редактор: Юрий Слонимский

Издательство «Искусство», 1971 -

 

Творения балетмейстера Мариуса Петипа составляют гордость русской хореографии. Книга, в которой широко представлены жизнь и творчество Петипа, описанные им самим и его, современниками. Многие материалы были опубликованы впервые, прежде всего это относится к архивным документам. Статьи виднейших балетмейстеров нашего времени свидетельствуют о мировом значении творчества Петипа.

Составитель и автор примечаний А. Нехендзи.

Редакционная коллегия: Ф. Блинов, В. Гиль, А. Гозенпуд, П. Гусев, П. Карп, И. Клих, И. Лихачев, Ф. Лопухов, Г. Мордисон, Н. Рене-Рославлева, Ю. Слонимский (ответственный редактор).

 

Мемуары Мариуса Петипа

Издательство «Предприятие Санкт-Петербургского Союза художников», 1996 г.

Мемуары Мариуса Петипа - солиста Его Императорского Величества и балетмейстера Императорских театров заинтересуют всех, кого интересует история русского театра вообще и балета в России в частности.

 

Балетмейстер Мариус Петипа

Редактор: Дергилева Л. И.

Издательство: Фолиант, 2006 г.

Книга включает в себя собрание новых материалов о выдающемся хореографе, появившихся за последнее время. Наиболее обширен раздел, посвященный балетам М.Петипа. Опираясь на рецензии очевидцев премьер, подробно воссоздается последовательность происходившего на сцене, восстановлены образы многих малоизвестных балетов. Публикуются также статьи о современниках М.Петипа, деятелях искусства, работавших рядом с ним.

 

Неизвестный Петипа. Истоки творчества

Марина Ильичева

Издательство «Композитор - Санкт-Петербург», 2015 г.

Взяв в руки книгу М.А.Ильичевой "Неизвестный Петипа", вы узнаете, как талантливейший балетмейстер Мариус Петипа, француз по национальности, оказался в Петербурге и стал самым выдающимся постановщиком балетов в России XIX века. Автор рассказывает о семье Мариуса, его отце, матери, братьях и сестрах, о начале его танцевальной карьеры в театрах Бордо, Нанта, Нью-Йорка и Мадрида. В Россию Петипа приехал в 1847 году и прожил там всю оставшуюся жизнь, до 1910 года. М.А.Ильичева освещает наименее известные годы жизни М.Петипа, знакомит читателей с большим количеством деятелей балетного искусства XIX века Европы и России, рассказывает о личной жизни Мариуса и даже дает сюжеты малоизвестных ныне, но когда-то очень популярных балетов.

Книга предназначается широкому кругу читателей, интересующихся балетным искусством.

 
 Хронологический список постановок Мариуса Петипа в России

 
В список постановок М. И. Петипа включены только постановки в Российской императорской труппе. Список постановок М. И. Петипа в России дается по книге: Сборник: "Мариус Петипа. Материалы, воспоминания, статьи" составленного  1971 году.

Хронологический список

 

 
 Награды Мариус Петипа 

 
Золотая медаль «За усердие» на Станиславской ленте
Золотая медаль «За усердие» на Анненской ленте
Золотая медаль «За усердие» на ленте Святого Владимира
Золотая медаль «За усердие» на ленте Святого Александра Невского
Золотая медаль «За усердие» на Андреевской ленте
Орден Святого Владимира 4 степени
Орден Святой Анны 2 степени
Орден Святого Станислава 3 степени
Командор Ордена Академических пальм
Командор Ордена Короны Румынии
Офицер ордена Изабеллы Католички (Испания)
Командор ордена Льва и Солнца (Персия)
Медаль «За спасение утопающих»(Франция)
 
 
 Документальные и художественные фильмы,
связанные с именем  Мариуса Петипа 

 

"Третья молодость» (фр. La Nuit des adieux - "Ночь прощания") художественный фильм советско-французский 1965 года. Экранизация романа Пьера Жильбера.

III Международный фестиваль молодых артистов балета Олега Виноградова "Мариус Петипа. Вечная красота".

Абсолютный слух выпуск  о М.Петипа и Ц.Пуни, Л.Минкус и Р.Дриго

Слава "русского балета" - это словосочетание можно встретить нередко. Удивительно, но фундамент этой славы в XIХ веке заложили иностранцы: великий француз Мариус Петипа и совсем "не великие" композиторы - Ц.Пуни, Л.Минкус и Р.Дриго. Их должности в Императорских театрах назывались просто - сочинители балетной музыки.

"Лебединое озеро" СССР, 1976 год Балет Большого театра. Постановка Мариус Петипа, Лев Иванов. Хореография Юрий Григорович. Либретто В. Бегичев, В. Гельцер. Дирижер Альгис Жюрайтис. В главных партиях: Майя Плисецкая, Александр Богатырев, Борис Ефимов.

Вступительное слово - Николай Цискаридзе.

"Спящая красавица", 1971 год. Спектакль балета Большого театра "Золотая коллекция"

Трансляция балета "Дон-Кихот", 25 июля 2012, Михайловский театр, Санкт-Петербург.

 

Фильм представляют Кремлевский балет, Государственный Кремлевский дворец и кинокомпания " Центрофильм ". Балет "Щелкунчик"

 

АНО "СЕМЬ ИСТОКОВ" 

Автономная некоммерческая организация содействия социально-культурным проектам

 © 2014 АНО «Семь истоков»