В третьем выпуске «Литературных путешествий» мы расскажем о книгах, которые посвящены 70-летию Великой Победы. На войне всегда есть место героическим поступкам и подвигам. Великая Отечественная война шла не только на суше, но и на море.
Историческая справка:
29 апреля 1939 народным комиссаром ВМФ СССР был назначен 34-летний Николай Герасимович Кузнецов – он стал самым молодым наркомом в Союзе и первым моряком на этой должности. В 1940-1941 гг. была разработана и введена в действие система оперативных готовностей флотов и флотилий, целесообразность которой оправдалась в начале Великой Отечественной войны. Начался 1941 год, и первый приказ, вышедший из Наркомата ВМФ, требовал открывать огонь зенитных батарей при появлении иностранных самолетов над нашими базами. 
До начала войны оставались часы. В три часа ночи фашистская авиация совершила налеты на главную базу в Севастополе и на Измаил с целью заблокировать ЧФ, сбросила на входной фарватер базы и в Северной бухте электромагнитные мины. Ее встретил огонь зенитной артиллерии и кораблей Дунайской флотилии. Воздушным атакам подверглись также Лиепайская и Рижская военно-морские базы. Магнитные мины были сброшены с самолетов в районе Кронштадта. Бомбили и главную базу Северного флота – Полярный. Тогда, в три часа ночи 22 июня, доложив в Кремль о налете на Севастополь, адмирал Кузнецов, не дожидаясь указаний сверху, приказал всем флотам: «Немедленно начать постановку минных заграждений по плану прикрытия». 
Вышедшие в море тральщики прикрыли минным кольцом наши базы, поставили минные банки на путях германских конвоев. Однако нападение фашистской Германии не застало ВМФ врасплох. ВМФ противопоставил внезапности нападения высокую степень боевой готовности, 22 июня 1941 года мы не потеряли ни одного корабля, ни одного самолета авиации ВМФ. Все налеты на базы флота были отражены огнем корабельной и береговой артиллерии. А в августе 1941-года, когда наши войска с тяжелыми боями отступали на всех фронтах, самолеты дальней морской авиации летали на бомбежку Берлина. 
Главным противником нашего флота с началом войны стал не морской, а воздушный и сухопутный. За годы войны до 85% боезапаса корабельной артиллерии было израсходовано по береговым целям и до 40% самолето-вылетов морской авиации было произведено для нанесения ударов по сухопутным войскам. Главным в боевой деятельности флота стало содействие приморскому флангу сухопутных войск в обороне и наступлении. Вторая по значимости группа задач – нарушение морских коммуникаций противника, защита своих коммуникаций, уничтожение сил противника в море, нанесение ударов по объектам на его побережье и территории. Решая эти задачи, Военно-Морской Флот провел 88 операций, из них 23 раза привлекался к участию в армейских и фронтовых операциях. Судьба Второй мировой и Великой Отечественной войн решалась на сухопутном фронте, поэтому планы флота и его действия подчинялись зачастую интересам группировок сухопутных войск на приморских направлениях. В годы войны Военно-Морской Флот направил на сухопутные фронты свыше 400 тыс. человек. Сформированные из моряков подразделения отличались высокими боевыми качествами и использовались там, где были необходимы или особая стойкость в обороне, или наступательный порыв. 
К началу Великой Отечественной войны корабельный состав ВМФ СССР насчитывал 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 22 сторожевых корабля, 88 тральщиков, 77 охотников за подводными лодками и ряд других кораблей и катеров, а также вспомогательных судов. В постройке находилось 219 кораблей, в том числе 3 линейных корабля, 2 тяжелых и 7 легких крейсера, 45 эсминцев, 91 подводная лодка. По боевым и эксплуатационным качествам построенные отечественные надводные корабли были на уровне аналогичных кораблей иностранных флотов. Они обладали достаточными скоростями, надлежащей защитой, высокой живучестью и непотопляемостью. На вооружении крейсеров и эсминцев состояли надежные дальнобойные артиллерийские системы 180-мм и 130-мм калибров. 
Северный флот имел 8 эсминцев, 2 торпедных катера, 7 сторожевых кораблей, 15 охотников за подводными лодками и 15 подводных лодок. Береговая оборона находилась в стадии строительства. В ее составе было всего 70 орудий калибром от 45 до 180 мм. Противовоздушная оборона включала несколько зенитных дивизионов. 
Балтийский и Черноморский флоты насчитывали по 200 кораблей различных классов и более чем по 600 самолетов, в числе которых были новые истребители МИГ–3 и торпедоносцы. Эти флоты располагали развитой сетью баз и аэродромов. В составе береговой обороны каждого флота было: 424 орудия крупного (до 305 мм) и среднего калибров, зенитные дивизионы, а также железнодорожная артиллерия. 
Тихоокеанский флот имел самое большое из всех флотов число подводных лодок 91, торпедных катеров 135и самолетов 1183. Однако здесь, как и на Северном морском театре, наиболее крупными кораблями были эскадренные миноносцы. Два крейсера находились в постройке. 
Кроме флотов, в составе ВМФ СССР имелись пять речных и озерных флотилий. В целом к началу Великой Отечественной войны был создан Военно–Морской Флот, способный выполнять важнейшие тактические и стратегические задачи как совместно с сухопутными войсками, так и самостоятельно в прилегающих морях в целях обороны побережья и срыва морских перевозок. Наши флоты (кроме Северного) имели значительный состав корабельных сил и авиации. Однако следует учитывать, что часть кораблей была построена еще до первой мировой войны, часть находилась в ремонте. В первые месяцы войны КБФ понес значительные потери. Только при эвакуации главной базы флота Таллина (28-29 авг. 1941 г.) погибло 17 боевых кораблей, в том числе 5 эскадренных миноносцев. Большие потери в 1941 г. КБФ имел и в авиации, которая использовалась в это время преимущественно на сухопутном направлении.

В ходе войны состав сил флотов, привлекавшихся для действия на морских коммуникациях противника, изменялся. За время войны наши флоты получили от промышленности более 200 кораблей. 
Характер стратегического использования и задачи Военно-Морского Флота СССР во время Великой Отечественной войны определялись политическими и стратегическими целями, стоявшими перед Советскими Вооруженными Силами. Обстановка, сложившаяся с началом войны, и дальнейшее развитие боевых событий сразу же выдвинули на первый план непосредственное содействие флота войскам Советской Армии и оборону с воздуха и с суши своих военно-морских баз, оказавшихся под угрозой ударов врага. Непосредственное содействие войскам Советской Армии оставалось одной из важнейших задач Военно-Морского Флота в ходе всей войны. Вместе с тем в течение всей войны в стратегическом использовании Военно-Морского Флота продолжали сохранять важное значение морские коммуникации, озерные и речные пути сообщений, а следовательно, и задачи борьбы с противником на них и обеспечения их безопасности. 
Содействие ВМФ СССР на Северном, Балтийском и Черноморском морских театрах флангу оборонявшихся приморских группировок войск Советской Армии в первый период войны выражалось в систематической и эпизодической артиллерийской поддержке приморских флангов сухопутных войск, высадке морских десантов, отражении десантов противника, наконец, в широком использовании флотской авиации для поддержки сухопутных войск. Авиация Северного флота, несмотря на свою малочисленность, совершила для выполнения такой задачи около 2500 самолето-вылетов, авиация Краснознаменного Балтийского флота – около 25000 самолето-вылетов, а авиация Черноморского флота – свыше 20000 самолето-вылетов. 
Северный флот, содействуя 14-й армии, оборонявшейся на мурманском направлении, в немалой степени помог ей сорвать наступление немецко-фашистской армии «Норвегия». Оборона Одессы в течение более двух месяцев сдерживала крупные силы румынской армии, а оборона Севастополя свыше восьми месяцев сковывала значительную группировку немецко-фашистских войск в Крыму, не дав использовать ее в весеннем наступлении на юге в 1942 г. Силы Черноморского флота в очень большой степени способствовали успеху оборонительных действий Советской Армии на Северном Кавказе. Крупную стратегическую роль сыграл Краснознаменный Балтийский флот в обороне Ленинграда. 
Силы Черноморского флота, действовавшие на дальних вражеских коммуникациях – между портами западного побережья, значительно усложнили противнику организацию перевозок, увеличили напряжение его сил, обеспечивавших движение транспортов. В 1942 г. корабли Черноморского флота срывали доставку снабжения и пополнения приморской группировке врага по прибрежным коммуникациям (Севастополь – Феодосия – Керчь – порты Азовского моря). Совместно с Северо-Кавказским фронтом Черноморский флот в начале второго периода войны участвовал в наступательной операции, высадив морской десант в районах Южной Озерейки и Станички. Овладение плацдармом в районе Станички лишило гитлеровцев возможности использовать Новороссийский порт и создало благоприятные условия для изгнания врага из Новороссийска. 
В сентябре 1943 г. войска Северо-Кавказского фронта и Черноморский флот провели Новороссийско-Таманскую операцию. Во взаимодействии с войсками 18-й армии флот осуществил Новороссийскую десантную операцию, которая завершилась освобождением Новороссийска. В дальнейшем Черноморский флот и Азовская военная флотилия содействовали войскам Северо-Кавказского фронта в полном освобождении Таманского полуострова. В результате Керченско-Эльтигенской десантной операции, проведенной совместно войсками фронта и флотом, в конце второго периода был захвачен плацдарм на Керченском полуострове. 
Морские коммуникации имели для противника весьма важное значение на всех театрах военных действий, особенно на Балтийском и Северном. В течение почти всей войны противник осуществлял перевозки как стратегического сырья, так и воинских грузов. 
Действия советского флота по нарушению морских коммуникаций противника оказали серьезное влияние на ход вооруженной борьбы на приморских направлениях советско-германского фронта. Они лишали противника возможности значительно пополнять группировки своих войск, в ряде случаев срывали сроки ведения наступательных действий и ограничивали оборонительные возможности этих группировок. Например, потопление одного среднего танкера срывало заправку топливом 1,5 тыс. бомбардировщиков или 5 тыс. истребителей противника. Основными родами сил флота в нарушении морских коммуникаций противника в ходе войны, были авиация и подводные лодки; действия которых дополнялись другими родами сил флота. Значительную роль сыграло минное оружие из-за того, что коммуникации противника носили преимущественно прибрежный характер. Несмотря на ограниченное количество мин, поставленных нашими флотами, потери транспортов противника на них оказались выше, чем от надводных кораблей и береговой артиллерии, вместе взятых. С 1943 г. в борьбе на морских коммуникациях противника ведущее место стала занимать авиация. Это было обусловлено количественным ростом и качественным улучшением самолётов, освобождением морской авиации от действий на сухопутных направлениях, накоплением боевого опыта и завоеванием господства в воздухе. Методы применения авиации в ходе войны непрерывно развивались. 
Советский ВМФ в действиях на морских коммуникациях противника добился значительных результатов: противник потерял 676 транспортов, что составляет более 35% общей вместимости торгового флота Германии к началу Второй мировой войны. Наибольших успехов из всех родов сил флота добилась авиация: ею потоплено 371 транспорт (более 50% торгового тоннажа); подводные лодки потопили 157 транспортов (около 30% тоннажа); от подрыва на минах противник потерял 110 транспортов (около 16% тоннажа); надводные корабли потопили 24 транспорта (около 3%). Максимальное привлечение сил флота для содействия сухопутным войскам на всех театрах в начале войны привело к тому, что в первые годы войны на коммуникациях противника могли использоваться только подводные лодки. 
Среди тактических приёмов, использовавшихся для защиты коммуникаций в годы Второй мировой войны, важнейшее место по праву принадлежит системе конвоев. Сведение торговых судов в отряды с целью организации их эффективной защиты военными кораблями практиковалась, ещё со времён великих географических открытий, но в войнах XX века система конвоев стала фактически безальтернативным способом, позволявшим обеспечить противокорабельную, противолодочную и противовоздушную оборону судов. На протяжении всей войны защита морских коммуникаций являлась главной задачей британских ВМС, ВМС США, действовавших в Атлантике, и советского Северного флота. Из 800 торгово-транспортных судов, участвовавших в 42 шедших к нам и 37 уходивших от нас северных конвоях, наши западные союзники потеряли примерно 90. Ими также были потеряны 2 крейсера, 16 эскортных кораблей, подводная лодка. В морской пучине нашли свое последнее пристанище около 5600 моряков-союзников. СССР потерял здесь более 30 тыс. советских людей, 2 эсминца, 20 подводных лодок, 9 транспортов, большое количество самолетов. 
Самоотверженно сражались моряки в годы войны, и Родина воздала им по заслугам. Многие соединения, части и корабли стали гвардейскими, краснознаменными, орденоносными, многим присвоены почетные наименования освобожденных ими городов. Более 350 тыс. моряков награждены орденами и медалями, около 600 человек стали Героями Советского Союза, а семеро – разведчик-североморец В.Н. Леонов, морские летчики А.Е Мазуренко, В.И.Раков, Б.Ф.Сафонов, Н.Г.Степанян, Н.В.Челноков и катерник А.О.Шабалин удостоены этого звания дважды. Высокое искусство в руководстве флотами и флотилиями показали видные военачальники адмиралы Н.Г.Кузнецов, И.С.Исаков, А.Г.Головко, В.Ф.Трибуц, Ф.С.Октябрьский, И.С.Юмашев, Л.А.Владимирский, С.Г. Горшков, Г.Н. Холостяков, В.С. Чероков, маршал авиации С.Ф. Жаворонков и другие.
Ход боевых действий на протяжении Великой Отечественной войны показал, что Военно-Морской Флот СССР справился со всем комплексом своих задач. Он успешно содействовал войскам Советской Армии в проведении операций на приморских направлениях и осуществлял самостоятельные операции и систематические боевые действия по нарушению морских коммуникаций противника и защите своих коммуникаций. Достаточно сказать, что в течение войны советский флот обеспечил перевозку по морским, озерным и речным коммуникациям 9,8 млн. человек (войск и гражданского населения), более 94 млн. т воинских и народнохозяйственных грузов и уничтожил свыше 1600 боевых кораблей и судов противника.
 


  Книжная полка:  

 

Автор: Николай Герасимович Кузнецов 
Название: «Накануне» 
nakanune-3478.jpg?1430984389Уникальные воспоминания Адмирала Флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова. За двадцать лет, с 1919 по 1939 год, он прошел путь от матроса-добровольца до Народного комиссара ВМФ, став одним из самых молодых флотоводцев, когда-либо занимавших подобный пост. «Накануне» – единственные мемуары советского высшего морского начальника этого периода. В них Н.Г.Кузнецов описывает работу политического и военно-морского руководства страны в предвоенные годы, рассказывает о строительстве советского ВМФ, дает живые портреты его крупных деятелей, а также анализирует причины его успехов и неудач.

 

 

 

 

 

Автор: Николай Герасимович Кузнецов
Название: «Адмирал Советского флота» 
admiral-sovetskogo-flota-2344.jpg?143098Николай Герасимович Кузнецов – адмирал Флота Советского Союза, один из тех, кому мы обязаны победой в Великой Отечественной войне. В 1939 г., по личному указанию Сталина, 34-летний Кузнецов был назначен народным комиссаром ВМФ СССР. Во время войны он входил в Ставку Верховного Главнокомандования, оперативно и энергично руководил флотом. За свои выдающиеся заслуги Н.Г.Кузнецов получил высшее воинское звание на флоте и стал Героем Советского Союза. После окончания войны судьба Н.Г.Кузнецова складывалась непросто – резкий и принципиальный характер адмирала приводил к конфликтам с высшим руководством страны. В 1947 г. он даже был снят с должности и понижен в звании, но затем восстановлен приказом И.В. Сталина. Однако уже во времена правления Н. Хрущева несгибаемый адмирал был уволен в отставку с унизительной формулировкой «без права работать во флоте». В своей книге Н.Г.Кузнецов показывает события Великой Отечественной войны от первого ее дня до окончательного разгрома гитлеровской Германии и поражения милитаристской Японии. Оборона Ханко, Либавы, Таллина, Одессы, Севастополя, Москвы, Ленинграда, Сталинграда, крупнейшие операции флотов на Севере, Балтике и Черном море – все это есть в книге легендарного советского адмирала. Кроме того, он вспоминает о своих встречах с высшими государственными, партийными и военными руководителями СССР, рассказывает о методах и стиле работы И.В. Сталина, Г.К. Жукова и многих других известных деятелей своего времени.

 

Автор: Александр Чернышев
Название: «Героические корабли Великой Отечественной. Гвардейские и Краснознаменные» 
%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%87%D0%К 70-летию Великой Победы. Первая энциклопедия героических кораблей советского флота, ставших гордостью СССР. Всё о 47 надводных кораблях и 39 подлодках, удостоенных Гвардейского звания и награжденных орденом Красного Знамени.
Среди них были и могучие линкоры, и малые охотники, и грозные крейсера, и «работяги»-тральщики, и стремительные эсминцы, и минные заградители, и сторожевики, и канонерки, и речные мониторы, и подводные лодки всех типов. Они топили вражеские корабли и громили артиллерийским огнем сухопутные войска, высаживали десанты и с боем прорывались в осажденные базы, отражали налеты авиации и охотились за конвоями противника, обороняли Одессу и Севастополь, Керчь и Новороссийск, Ленинград и Сталинград, Моонзунд и Мурманск, освобождали Крым, Курилы и Южный Сахалин. 
Наградой за подвиги стали боевые ордена и нагрудный знак – прямоугольная пластина с гвардейской (Георгиевской) лентой, который был заменен на привычный, единый для армии и флота знак «Гвардия» лишь в 1962 году. 

 

Автор: Мирослав Морозов, Владимир Сутормин
Название: ««Морские охотники» Сталина. «Неизвестная война» в Финском заливе»
Miroslav_Morozov_Vladimir_Sutormin__MorsЗа всю Великую Отечественную не было ни одного масштабного морского сражения - из-за обилия мин и воздушной угрозы крупные надводные корабли отстаивались в базах, а главные задачи флотов решались силами боевых катеров и подводных лодок. Особенно сложная ситуация имела место в Финском заливе, где образовалась настоящая «линия фронта», - чтобы заблокировать Балтийский флот в районе Ленинграда и Кронштадта, противник выставил в море тысячи мин, позади минных полей и на всех фарватерах дежурили многочисленные дозоры, а вражеские катера и субмарины по ночам пытались прорваться в нашу зону. Им противостояли советские катерные силы, состоявшие главным образом из деревянных сторожевиков – «Морских охотников». Созданные в середине 1930-х годов для несения пограничной службы, с началом войны эти катера перешли в ВМФ, став одними из самых универсальных единиц флота. Они несли дозоры, сопровождали конвои, охотились за подводными лодками, высаживали десанты, осуществляли артиллерийскую поддержку сухопутных войск, ставили и тралили мины.

 

Автор: Николай Скрицкий
Название: «Флагманы Победы»
Nikolaj_Skritskij__Flagmany_Pobedy.jpg?1Николай Владимирович Скрицкий, известный своими работами об отечественных флотоводцах, представляет вниманию читателей сборник биографических очерков о советских командующих флотами и флотилиями в годы Великой Отечественной войны. При создании книги использована обширная литература по военно-морской истории и предоставленные архивами материалы, чтобы воссоздать биографии как знаменитых людей, так и тех, чьи жизнеописания почти не освещены в литературе.

 

 

 

 

 

 

Автор: Мирослав Морозов, Александр Свисюк, Виктор Иващенко
Название: «Подводник № 1 Александр Маринеско. Документальный портрет. 1941-1945»
Miroslav_Morozov_Aleksandr_Svisyuk_ViktoВ 1945 г. в течение одного боевого похода на подводной лодке Балтийского флота С-13 капитан 3-го ранга Александр Маринеско торпедировал и потопил два океанских лайнера, на которых погибло более 8 тысяч немцев. Одним из судов являлось второе по величине судно германского пассажирского флота «Вильгельм Густлоф». Несмотря на всю значимость данного факта, который многие считают подвигом, Маринеско не был при жизни удостоен звания Героя Советского Союза, хотя такое представление и было подготовлено его непосредственным начальством. Высокое звание было присвоено лишь в 1990 г., после многочисленных обращений общественных и ветеранских организаций, спустя почти тридцать лет после смерти самого подводника.
Несмотря на восстановление исторической справедливости, интерес к имени А.И.Маринеско не угас и в наше время. Почему ему не было присвоено звание Героя Советского Союза в 1945 г.? Подвигом или военным преступлением было потопление лайнеров, на борту которых находилось множество беженцев? Можно ли назвать потопление лайнера «Вильгельм Густлоф» событием, встряхнувшим гитлеровский рейх до основания? На эти и другие вопросы попытались ответить авторы книги, используя исключительно документальную основу: труд включает в себя около 150 архивных документов, подавляющее большинство которых публикуется впервые, поскольку до недавнего времени находилось на секретном хранении.

 


Автор: Владимир Николаевич Першанин
Название: «Морпехи против «белых волков» Гитлера»
%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BF%D0%B5%D1%85%D0%«Полундра!» – в годы Великой Отечественной этот боевой клич советской морской пехоты наводил ужас на врага от Крыма до Заполярья. Их доблесть, стойкость и веселая удаль вошли в легенду. Гитлеровцы не зря окрестили их «черной смертью» и боялись больше штрафников и гвардейских штурмовых частей – на фронте знали: морпехи не отступают и не сдаются в плен, их мало убить – нужно еще и повалить. Расстегнув перед атакой ворот, чтобы видна была тельняшка, закусив ленточки бескозырок, не кланяясь пулям – только вперед! ПОЛУНДРА!..
Новый роман от автора бестселлеров «Командир штрафной роты» и «Штрафник, танкист, смертник»! Подвиги советской морской пехоты в ледяном аду Заполярья! Отчаянные десанты и разведрейды по немецким тылам, кровавые схватки с эсэсовцами и элитными подразделениями егерей, специально подготовленных для действий в условиях Крайнего Севера и прозванных «белыми волками»! Морпехи Сталина против гитлеровского спецназа!

 

 

 

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ: МОРСКИЕ СЮЖЕТЫ

 

В первом выпуске «Литературных путешествий» мы расскажем о книгах, которые посвящены штурманам.


Историческая справка:
В истории великих географических открытий имена штурманов стоят в одном ряду с командирами кораблей и адмиралов. Должность штурмана присваивается лицам судоводительской специальности. Штурман обычно исполняет следующие обязанности: прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на карте, а также следит за исправной работой навигационных приборов. 
В бытовом языке понятие штурман является более широким: капитан корабля или другого плавсредства, человек, умеющий единолично или с командой управлять кораблем. Слово штурман употребляется и в переносном значении: вожак, ведущий за собой, человек, знающий путь к цели и ведущий других к ней.
Ежегодно 25 января в России отмечается профессиональный праздник - День штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации - военнослужащих, чья деятельность напрямую связана с прокладкой курсов кораблей, судов и авиации ВМФ, исчислением перемещения и контролем за исправной работой навигационных приборов. Раньше День штурмана ВМФ праздновался в день весеннего (20-21 марта) и день осеннего (22-23 сентября) равноденствий. Именно в эти дни можно точно и без инструментов определить стороны света - Солнце восходит строго на востоке, а заходит, соответственно, на западе. Но с 1997 года, в соответствии с приказом Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 года «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности», День штурмана Военно-Морского Флота отмечается 25 января, в день основания штурманской службы Российского флота. 
images.jpg?1422610142Необходимость подготовки отечественных капитанов и штурманов возникла с началом строительства в России военного флота. Реализацией этой идеи стало создание в Москве Школы математических и навигацких наук в Сухаревой башне. В указе Петра I от (12) 23 января 1701 года было сказано: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению». Этот день является датой основания штурманской службы российского флота, но официальное празднование установлено – 25 января. И сегодня речь идет о штурманской службе не только ВМФ, но и всего флота России. Многие известные флотоводцы начинали воинскую службу с должности штурмана корабля. Среди них и адмиралы, заложившие основу современного флота России, такие как С.Горшков, В.Михайлин, А.Михайловский, и многие другие. Профессия корабельного и флагманского штурмана считается особенно трудной и ответственной, а также, как записано в Правилах организации штурманской службы на кораблях ВМФ: «работа штурмана в походе носит творческий характер». 

 

 

  Книжная полка:  
 

Автор: Михаил Васильевич Ломоносов 
Название: «Рассуждение о большой точности морского пути, читанное в Публичном собрании Императорской Академии Наук 8 мая 1759 года Господином Коллежским Советником и Профессором» 
%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%

 В 1759 году М.В. Ломоносов представил в Петербургскую Академию наук доклад «Рассуждение о большой точности морского пути». Это была программа обеспечения безопасности плавания. В ней впервые указано на необходимость создания теории Земного магнетизма, морских течений, разработки методов предсказания погоды. Для повышения точности исчисления пути корабля Ломоносов предложил ряд приборов оригинальной конструкции: самопишущий компас (прообраз современного курсографа), клизеометр или дрейфомер - прибор для определения угла ветрового дрейфа, дромометр - прибор для определения скорости корабля относительно воды (прообраз вертушечного лага), солометр - прибор для определения скорости направления течения. Ломоносов работал над созданием секстана с искусственным горизонтом, занимался конструированием морских пружинных часов, близких к хронометру. Для наблюдения Солнца Ломоносов предложил поставить перед зеркалом секстана цветные стекла (светофильтры), а также указал на преимущества азимутальных наблюдений при определении места по небесным светилам. Заботясь о накоплении мореходного опыта, Ломоносов предложил издавать книги с опытом всех плаваний, наметить план исследований в будущих плаваниях.

 

 

Автор: Нина Матвеевна Соротокина 
Название: «Трое из навигацкой школы»

682572.jpg?14226101421743 год. Только что победой закончилась русско-шведская война. Еще не вошедшая в силу новая императрица Елизавета Петровна никак не может примирить двух главных своих помощников - действительного тайного советника графа Лестока и вице-канцлера Алексея Бестужева. Лесток затевает интригу с якобы готовящимся заговором против него и императрицы, в котором замешаны члены семьи Бестужева. В это же время трое воспитанников московской Морской академии, основанной еще Петром Первым с целью подготовки гардемаринов для набирающего силу русского флота, - Алексей Корсак, Никита Оленев и Александр Белов — по разным причинам бегут из школы и невольно становятся соучастниками затеянной Лестоком политической авантюры. Молодые люди жаждали приключений и славы, а теперь им предстоит на деле доказать, что отвага, честь, дружба и верность — не пустые слова.

 

 

 

 

 

Автор: Юрий Михайлович Тракало 
Название: «Редакторские галсы штурмана Якимова»
%D1%80%D0%B5%D0%B4.%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D1Юрий Тракало, главный редактор газеты «Боевая Вахта», капитан 1 ранга: «Почему я назвал именно «галсы», а не «курсы». Потому что курс - это более выверенное, прямое движение корабля. А здесь речь идет о том, что в жизни у него много было всевозможных начинаний, в которых он проявил лучшие свои человеческие качества - и штурмана, и воина, и журналиста, и библиотекаря Николаевска-на-Амуре. Поэтому я за основу взял именно это определение».
Книга Ю.М. Тракало «Редакторские галсы штурмана Якимова» - о первой газете моряков-тихоокеанцев и ее создателе - подполковнике корпуса флотских штурманов Федоре Кондратьевиче Якимове, который в 1865 году выпустил первый номер газеты «Восточное Поморье». 
События середины XIX века, связанные с освоением Тихоокеанского побережья, строительством регулярного флота, зарождением газетного дела. Автор книги сумел на отдаленном историческом фоне показать колоритные образы людей, творивших великие деяния во славу Отечества. 
Заметное место в книге отведено кадету Николаевского мореходного училища Степану Макарову, ставшему впоследствии знаменитым адмиралом. Это его в юные годы обучал премудростям морского ремесла Федор Кондратьевич Якимов, приобщал к любви к чтению и азам журналистки. Первая публикация Макарова была именно в «Восточном Поморье». Он был талантливым морским офицером, педагогом, литератором и гидрографом, но за тенью веков остался невидимым его путь во славу Отчизны. Публицистическое исследование капитана 1 ранга Юрия Тракало - дань памяти тому, кто открывал и защищал Дальневосточные земли, стоял у истоков флотской печати.

 

 

Автор: Юрий Дмитриевич Клименченко 
Название: «Истинный курс» 
                           «Штурман дальнего плавания»
                           «Дуга большого круга»

Yurij_Klimenchenko__Istinnyj_kurs.jpg?14

 

 

Автор книги - Юрий Дмитриевич Клименченко - по профессии капитан дальнего плавания. Его повесть «Истинный курс» - своеобразная автобиография бывалого человека, прошедшего путь от мальчика-юнги до опытного штурмана, который плавал по многим морям и океанам мира. Это повесть о становлении характера и сложном пути к выбранной специальности; о труде и быте моряков; о роли семьи и коллектива, о том, как они помогли главному герою преодолеть трудности и добиться цели - войти в жизнь настоящим человеком.

 

 


 

 

%D0%A8%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%

 

 

 

 

Роман «Штурман дальнего плавания» о становлении характера молодого человека, связавшего свою жизнь с морем, о трудных испытаниях, выпавших на его долю в годы Великой Отечественной войны, когда главный герой вместе со своими товарищами оказался интернированным в одном из фашистских портов; о налаживании мирной жизни.

 


 

 

 

 

 

 

 

duga-bolshogo-kruga_295692.jpg?142261043

 

 

В повести «Дуга большого круга» писатель рассказывает о судьбе Ромки Сергеева, одного из главных героев «Штурмана дальнего плавания». Это повесть о капитане, хорошем, честном человеке со сложной судьбой.

 

Во втором выпуске «Литературных путешествий» мы расскажем о книгах, которые посвящены морякам-подводникам.

 

Историческая справка:
01.png?1426676519День моряка-подводника — профессиональный праздник, который отмечается ежегодно 19 марта военнослужащими подводного флота России.
19 марта (по старому стилю 6 марта) 1906 г. по Указу Императора Российской империи Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый, самостоятельный класс боевых кораблей — подводные лодки, в состав Российского флота включены 10 подводных лодок. Первая из них — «Дельфин» — была построена на Балтийском заводе в 1904 г. 
Идея подводного плавания неоднократно обсуждалась в правительственных и военных кругах России на протяжении XVП-ХIX веков. Различные изобретатели предлагали свои проекты, некоторые из них воплощены в жизнь. Так, в 1879-1881 годах по проекту С.К.Джевецкого были построены 50 подводных кораблей. Лодки Джевецкого приводились в действие мускульной силой гребца и предназначались для обороны приморских крепостей. В декабре 1900 года специальная комиссия приступила к проектированию первого боевого подводного корабля. Корабль начали строить под названием «миноносец», который в 1904 г. и получил название «Дельфин». 
В марте 1906 года утвердили новый корабельный регламент, в него включили подводные лодки на правах кораблей 3-4 ранга. 
Русским подводникам пришлось отстаивать свободу и независимость Родины в многочисленных войнах. Русско-японская война стала первой в мировой истории, в которой принял участие еще официально не признанный, но уже заставивший противника дрогнуть новый класс военных кораблей — подводные лодки. 
Первое соединение России — бригада подводных лодок — было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы «Европа» и «Хабаровск». 
В первую мировую войну 1914–1918 гг. подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях. А к концу войны подлодки окончательно сформировались в самостоятельный род сил ВМФ, способный решать как тактические, так и некоторые оперативные задачи. 
За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок. 
Организационно они сводились в бригады, дивизионы и группы. Управлял ими командующий флотом, боевой и повседневной деятельностью руководил подводный отдел флота. Задачи подлодок и районы их боевых действий определялись военным советом флота. 
Переломным этапом в истории советского Военно-Морского флота явилось внедрение на подводные лодки в 50 годы ядерных энергетических установок. Благодаря этому они получили практически неограниченную автономность плавания. 
Уже к 1961 году российский флот имел 9 атомных лодок — 4 ракетных и 5 торпедных. А всего Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов и, с учетом царской России, свыше 1000 дизельных подводных лодок. 
15 июля 1996 года главнокомандующий Военно-Морским флотом России адмирал флота Ф.Н. Громов подписал приказ № 253, в котором предписывалось отмечать День моряка-подводника ежегодно, 19 марта. 
Сейчас для ВМФ России создана группировка подводных атомных крейсеров с крылатыми ракетами. В ее составе — подводные лодки проекта 949а, вооруженные 24 ракетами типа «Гранит». Эта группировка способна с высокой эффективностью решать задачи поражения группировок надводных целей, в том числе авианосных соединений.


 
  Книжная полка:  


Автор: Сергей Николаевич Ионин
Название: «Подводный флот России. От Первой мировой до наших дней» 
1000302386.jpg?1426675799В книге рассказывается об истории подводного флота, первых «потаенных судах» и их создателях. Читатель узнает о героических подвигах российских моряков во время Первой мировой и Великой Отечественной войн, а также о конструктивных особенностях атомных субмарин и специфике службы современных подводников. Книга будет интересна всем поколениям любителей военно-морской истории.
 

 

 

 

 

 

Автор: Юрий Валентинович Апальков 
Название: «Подводные лодки Советского флота 1945-1991г.г.»
012.jpg?1426675799В монографии собраны и систематизированы опубликованные в открытой печати работы специалистов, связанных с проектированием, постройкой и эксплуатацией отечественных лодок после завершения Второй мировой войны и вплоть до распада Советского Союза. В ней описаны все проекты, в том числе и нереализованные, рассказано об истории их создания, технических особенностях и всех модернизациях, а также о зарубежных аналогах. Кроме того, дана краткая оценка тактических свойств. Представлены схемы внешнего вида, продольные разрезы проектов и каждой их модификации.

 

 

 

Автор: Григорий Иванович Щедрин
Название: «На борту С-56»
Schedrin_G.I.__Na_bortu_S56.jpg?14266757Известный советский подводник Г.И. Щедрин в годы Великой Отечественной войны провел подводную лодку с Дальнего Востока в Северный Ледовитый океан. Здесь, в суровых условиях Заполярья, "С-56" под его командованием совершала дерзкие рейды в занятые врагом фиорды, нападала на фашистские конвои. В своих воспоминаниях автор пишет о трудностях и романтике службы подводника.

 

 

 

 

 

 

Автор: Иван Александрович Колышкин
Название: «В глубине полярных вод»
I._A._Kolyshkin__V_glubinah_polyarnyh_moВоспоминания контр-адмирала И.А. Колышкина, командовавшего в годы Великой Отечественной войны дивизионом, а затем бригадной подводных лодок Северного флота. Автор рассказывает о своих боевых друзьях – М.Гаджиеве, И.Фисановиче, Ф.Видяеве и других прославленных подводниках, вместе с которыми он ходил в далекие и опасные походы, пишет о том, как командиры и политработники готовили людей к испытаниям, как чувство пламенного советского патриотизма помогало морякам преодолевать все преграды на пути к победе.

 

 

 

 

 

Автор: Алексей Силыч Новиков-Прибой
Название: «Соленая купель» 

A._NovikovPriboj__Solenaya_kupel.jpg?142В книгу известного русского писателя вошли избранные романы и повести. Повести: «Море зовет», «Подводники», «Женщина в море», «Ералашный рейс». Романы: «Соленая купель», «Капитан 1-го ранга».

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Ярослав Константинович Иосселиани

Название: «Битва под водой» 
Yaroslav_Iosseliani__V_bitvah_pod_vodoj.Книга «В битвах под водой» - это попытка в живой литературной форме рассказать о боевых буднях советских подводников, раскрыть их характеры, показать моральное превосходство советских моряков над моряками флотов капиталистических стран.


 

 


 

 

 

 

Автор: Олег  Мятелков. 
Название: «Солёный периметр» (Сборник рассказов о подводниках)
a16f503f01a7197bf3842d13cf50012f7be5420b«Периметр» государства - его граница. Как утверждают справочники, две трети границы нашей страны приходится на море. Две трети – «соленый периметр». Где море - там флот. Ну, а где флот, там и люди - смелые, чистые люди высокого долга, беззаветно влюбленные в свое нелегкое дело. За тридцать лет службы автору этой книги посчастливилось пройти по всему, за исключением Каспия, «соленому периметру» державы. Десятки ситуаций, сотни знакомств, тысячи встреч с прекрасными людьми, одетыми во флотскую форму. За героями, с которыми встретится читатель, всегда стоят живые и очень симпатичные автору прототипы, ибо тогда, когда, произошло событие, родившее прозвище «Кентавр», лично он, автор, стоял дежурным по соединению. В конце концов, совсем не важна истинность имен и фамилий - автор отлично помнит лица героев своего повествования. Книга «Соленый периметр» имеет такое название не только из-за вкуса океанской воды - в нем соль трудной, но такой благородной и важной работы - защиты Отечества. 

 

Автор: Николай Андреевич Черкашин
Название: «Одиночное плавание»
dcfc6990884ba14403bd48b857606acc.png?142Книга писателя-мариниста Николая Черкашина «Одиночное плавание» посвящена героической службе моряков-подводников 4-й эскадры Северного флота, их жизни, походным будням. В разделе "В отсеках Холодной войны" помещены очерки, построенные на острых эпизодах подводного противостояния морских сверхдержав в глубинах Мирового океана.

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Лев Александрович Власов 
Название: «В отсеках тишина»
1aef3a04ea6ae0d3c3260f98672ea0ad625cc021Пожалуй, нигде не бывает такой тишины, как на подводной лодке, когда она лежит на боевом курсе. В звенящем безмолвии слышны только клекот винтов вражеских кораблей, дыхание стоящего рядом с тобой товарища да стук собственного сердца. В эти минуты, когда до предела обострены все чувства, особенно дорого прикосновение дружеского плеча и со всей полнотой раскрывается сила и красота настоящего коллектива. Об этом и рассказывает в своих воспоминаниях мичман Лев Александрович Власов, который почти четверть века прослужил на подводных лодках. В годы Великой Отечественной войны он старшиной электриков участвовал во всех боевых походах Краснознаменной «С-104». Правдиво и просто бывалый подводник пишет о своих друзьях — матросах, старшинах и офицерах. Интересны его мысли о воспитании молодых моряков, о любви наших матросов к командирам и о том, как крепнет это чувство в моменты тяжких испытаний.

 

Автор: Сергей Иванович Зверев 
Название: «Морской спецназ»  Книжная полка:  
f3f5fe32158bcae81da091d6b2a43c65.jpg?142Командир подлодки Илья Макаров по прозвищу Морской волк получает приказ срочно отправиться на Арктический шельф, где потерпело крушение научно-исследовательское судно «Академик Королев». Членов экипажа спасли, но на двухкилометровой глубине остался батискаф с учеными, которых и предстоит вызволить из пучины. Задание осложняется тем, что за батискафом уже охотятся американские корабли и подлодка. 

 

 

%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BD%D0%В наступившем 2015 году, объявленном Годом русской литературы, мы открываем новую рубрику - «Литературные путешествия: Морские сюжеты».
Морская тема в литературе – наиболее распространенная. Видимо, это связано с тем, что мореплавание - древнейшее занятие человека. Это литература о географических открытиях, кругосветных путешествиях, морских глубинах, защите морских рубежей, тяжелом труде моряков, зыбкости существования в море, непредсказуемости, мощи и величии морской стихии.
Критерии отбора литературы морской тематики для нашей «книжной полки», естественно, субъективны. Но мы постараемся представить вам авторов, чьи строки способны познакомить нас, читателей, с морской темой в их творчестве, особо выделив произведения, в которых главными героями стали моряки – люди одной из самых романтических и одновременно героических профессий. 
Количество произведений на «книжной полке» будет расти с каждым последующим выпуском, которые мы рассчитываем готовить вместе с Вами, уважаемые читатели. 
Читайте предложенные нами книги и предлагайте к чтению сами
(наш электронный адрес sem.istokov@yandex.ru
)!

 

В четвертом выпуске «Литературных путешествий» мы расскажем о книгах, которые посвящены Истории отечественного Военно-Морского Флота. 
Из выступления Д.А. Медведева: «Более трёх веков военный флот надёжно стоит на страже национальных интересов России. В его героической истории - яркие страницы боевых побед и значительных географических открытий. А благодаря мужеству и отваге многих поколений военных моряков, наша страна завоевала славу великой морской державы… В наши дни военные корабли под легендарным Андреевским флагом успешно выполняют сложные и ответственные задачи».


Историческая справка:

Древнерусское государство уже в IX веке обладало подобием военного флота, что доказывается успешным морским походом на Константинополь в 860 году. Однако флот был нерегулярным и строился, вероятно, лишь в целях набегов. Вследствие феодальной раздробленности, а затем монгольского нашествия, даже нерегулярные военно-морские силы у древнерусских княжеств отсутствовали. Единственным возможным исключением была Новгородская земля, имеющая выход к Балтийскому и Белому морям. Для противодействия экспансии шведов новгородцы строили корабли, участвовавшие в военных операциях (например, при освобождении новгородско-псковскими войсками крепости Орешек в 1349 году).
По мере укрепления новой российской государственности на базе Великого княжества Московского и получения доступа к морям возникала необходимость и в военно-морских силах. Так, в 1570 году Иван Грозный для охраны русского судоходства на Балтийском море создал флотилию, просуществовавшую около года. В XVI веке казаки боролись за свободный выход в Чёрное море, используя флот для борьбы с турками (например, для взятия крепости Очаков в 1545 году).
В XVII веке русские мореходы активно изучали моря Северного Ледовитого океана, вышли к Тихому океану. В 1648 году казак Семён Дежнёв открыл  Берингов пролив, отделяющий Азию от Америки. В середине XVII века на Белом море была создана лоцманская служба.
В 1636 году было построено первое трехмачтовое судно по западному образцу —«Фредерик» (ходил под флагом Гольштейна, затонул в том же году).
Активно велись морские операции в ходе русско-шведской войны 1656 -1658 гг. Так, в принадлежавшую Швеции  Ижорскую землю  был направлен отряд воеводы Петра Ивановича Потёмкина. Отряд действовал при поддержке флотилии гребных судов донских казаков, имевших опыт морских походов на Чёрном море. Всё войско  Потёмкина  состояло из 570 донских казаков и 30 новгородских и ладожских стрельцов и «охочих людей» (местных добровольцев). В июне 1656 года Потемкин перешел границу и 3 июня (13 июня по Новому стилю) осадил крепость Нотебург, но взять ее не смог. Часть отряда Потёмкин направил к устью Невы, а 30 июня (10 июля по Новому стилю) 1656 года Потёмкин занял оставленную шведами крепость Ниеншанц (Канцы), расположенную в устье реки Охты, при впадении Охты в Неву. Затем Потёмкин с частью своих сил вышел в море и, используя флотилию гребных судов донских казаков, высадил десант на остров Котлин. 22 июля (1 августа по Новому стилю) 1656 года близ острова Котлина произошел морской бой между казацкой флотилией, предположительно, численностью в 15 стругов и шведским отрядом из 3 гребных кораблей, гораздо более крупных, предположительно — какого-то вида галер. Русские прорвались через орудийный огонь противника и взяли флагманский 6-пушечный корабль на абордаж. Остальные шведские корабли были вынуждены отступить. Казаки захватили 6-пушечный «полукорабль» (галеру), пленили капитана, солдат, захватили «наряд» (пушки, снаряжение) и знамена. Бой у острова Котлина не оказал существенного влияния на ход русско-шведской войны 1656-1658 гг., по условиям мирного договора, заключённого в 1661 году, Россия уничтожила все свои корабли, построенные на Балтике. Однако сражение у Котлина рассматривается историками как первая документированная русская победа на море в новое время.
Первый русский корабль западноевропейского типа — фрегат «Орёл» — был построен в 1667 году («Фредерик» был построен в России, но принадлежал Гольштейну). В 1669 году капитаном «Орла» был создан первый краткий Военно-морской устав. Корабль был уничтожен, предположительно, восставшими казаками Степана Разина в 1670 году.
Создание регулярного российского флота было связано с именем Петра Великого. В мае 1688 года юный царь Петр Алексеевич, которому в то время едва исполнилось 16 лет, обнаружил ботик, подаренный его отцу — царю Алексею Михайловичу. После ремонта и оснастки ботика Петр испытал его сначала на Яузе и на Просяном пруде, а после в Переславле-Залесском, на Плещеевом озере, где заложил первую верфь для строительства судов. «Потешный» флот, созданный Петром в 1688—1693 гг., был предтечей Российского регулярного флота.
Дальнейшие события развивались на Белом море. Интерес Петра I к единственному в то время русскому морскому порту — Архангельску — возник одновременно с замыслом о строительстве флота. Петр I впервые прибыл в Архангельск летом 1693 года. В пятницу 28 июля (7 августа по Новому стилю) царь Пётр прибыл в Холмогоры, где его встретил воевода Андрей Артамонович Матвеев, а в воскресенье 30 июля (9 августа по Новому стилю) Петр, наконец, достиг Архангельска. Для царя и его свиты на Мосеевом острове на Двине, ниже города, была поставлена небольшая деревянная «светлица с сеньми». Кроме того, царю была преподнесена в дар 12-пушечная яхта, построенная специально к приезду царя Петра и названная «Святой Петр». Построили яхту соединенными усилиями русских и иноземных мастеров здесь же, в Архангельске, на восточном берегу Мосеева острова, — первый русский военный морской корабль (если не считать построенного в 1667 году на реке Оке фрегата «Орёл», который так и не смог выйти в Каспийское море). Свыше двух месяцев царь провел в Архангельске, познакомился с корабельным делом и коммерческими операциями торговых людей и отдал распоряжение о строительстве на острове Соломбала первой в России государственной судостроительной верфи. С середины XVII века верфь, имевшая уже к тому времени эллинги, мастерские, склады и другие вспомогательные предприятия, стала именоваться Архангельским адмиралтейством. 18 сентября (28 сентября по Новому стилю) 1693 года Петр I собственноручно заложил здесь морской корабль — 24-пушечный фрегат «Святой Павел». Закончить строительство был должен новый воевода Федор Матвеевич Апраксин, вступивший в должность 30 августа (9 сентября по Новому стилю), а во вторник 19 сентября (29 сентября по Новому стилю) 1693 года царь Петр отбыл из Архангельска в Москву. В свой следующий приезд в город Архангельск, 20 мая (30 мая по Новому стилю) 1694 года, Петр I подрубил опоры уже построенного корабля и спустил его на воду. Накануне Петровых именин, 28 июня (8 июля по Новому стилю) 1694 года, построенный на Соломбальской верфи корабль «Святой Павел» окончательно был готов к выходу в плавание. Под управлением царя Петра корабль выходил в море. А через неделю в Архангельск прибыл из Голландии 40-пушечный фрегат «Святое пророчество», постройку которого заказали в Амстердаме и с которым в Архангельск были доставлены планы постройки малых кораблей. Таким образом, у царя Петра в 1694 году образовалась своя флотилия на Белом море из трёх военных кораблей: «Святой Пётр», «Святой Павел» и «Святое пророчество». Тогда же Петр I совершил морское путешествие к Соловецкому монастырю.
Далее Петр I обратил свои взоры к Азовскому и Черному морям. В результате, регулярный флот был заложен также на верфях Воронежского адмиралтейства. Поход русской армии к турецкой крепости Азов в 1695 году окончился провалом — осада крепости не имела успеха. Полная блокада Азова не удалась, потому что у русских не было флота. Крепость снабжалась бойцами, провиантом и боеприпасами с моря турецким флотом.
Только зимой 1695-1696 гг. были построены первые корабли и суда, и Второй Азовский поход оказался успешным. 27 мая (6 июня по Новому стилю) 1696 года построенный на верфях Воронежского адмиралтейства флот вышел в Азовское море и отрезал крепость Азов от источников снабжения по морю, а 19 июля (29 июля по Новому стилю) гарнизон Азова сдался. 20 июля (30 июля по Новому стилю) 1696 года сдалась также крепость Лютих, находившаяся при устье самого северного рукава Дона.
Наконец, после завоевания крепости Азов и удачного окончания Второго Азовского похода, 20 октября (30 октября по Новому стилю) 1696 года Боярская дума приняла постановление «Морским судам быть…», как бы одобрив замысел Петра Великого.

 


  Книжная полка:  

 

Автор: Владимир Антонович Золотарев; Иван Александрович Козлов
Название: Серия книг «Три столетия Российского флота»


%D1%82%D1%80%D0%B8%20%D1%81%D1%82%D0%BE%Серия книг «Три столетия Российского флота». Подробный рассказ о становлении России как морской державы. Книги расскажут всю историю Российского флота от Петра I до наших дней. В книге рассматриваются важнейшие этапы развития отечественного Военно-Морского Флота, показано его участие и роль в войнах, которые вела Россия, раскрыта деятельность выдающихся российских флотоводцев в укреплении морского могущества страны.

 

 

 

 

 

 

Автор: Владимир Юльевич Грибовский
Название: «История российского флота» 

%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%Из книги «История российского флота» Вы почерпнете знания об истории кораблестроения, участия российских судов в военных действиях и роли ярких личностей в истории российского флота.

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Н.М. Гречанюк; В.И.Дмитриев; А.И.Корниенко и др.
Название: «Дважды Краснознаменный Балтийский флот»

%D0%91%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%Военно-исторический очерк рассказывает о борьбе русского народа за выход к Балтийскому морю, о создании здесь русского Военно-Морского Флота, его становлении и развитии, о славных победах и выдающихся географических открытиях балтийцев. Особое место в книге занимает повествование об участии моряков Балтики в революционном движении в России, их большой роли в Великой Октябрьской социалистической революции, о строительстве на Балтийском море Советского Военно-Морского Флота, о массовом героизме балтийцев, проявленном в годы гражданской и Великой Отечественной войн. В очерке рассказывается также о послевоенной жизни и деятельности воинов дважды Краснознаменного Балтийского флота.

 

 

 

 

 

 

Автор: Иван Александрович Козлов; Владимир Семенович Шломин
Название: «Краснознаменный Северный флот»

%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%В этой книге рассказывается о зарождении и развитии отечественного мореплавания в северных морях, о боевой деятельности русской военной флотилии Северного Ледовитого океана в годы первой мировой войны. Военно-исторический очерк повествует об участии моряков-североморцев в боях за освобождение советского Севера от иностранных интервентов и белогвардейцев, о создании и развитии Северного флота и его вкладе в достижение победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Многие страницы книги посвящены послевоенной истории заполярного флота, претерпевшего коренные качественные изменения, ставшего океанским, ракетно-ядерным, способным решать боевые задачи на любых широтах Мирового океана. Книга рассчитана на массового читателя.

 

 

Автор: Я.Ф.Зоткин, М.Л.Любчиков, П.П.Болгари, Р.Я.Лихвонин, А.А.Ляхович, П.Я.Медведев, Д.И.Корниенко
Название: «Краснознаменный Черноморский флот»

%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%В книге рассказывается о длительной борьбе России за выходы к Черному и Азовскому морям, о создании русского Черноморского флота и его победах, об участии моряков-черноморцев в революции 1905 г., в Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войне, о возрождении и развитии флота в годы социалистического строительства, о его боевых действиях и массовом героизме черноморцев в Великой Отечественной войне. Завершается военно-исторический очерк повествованием о послевоенном пути Черноморского флота.

 

  

 

 

Автор: С.Е.Захаров; В.Н.Багров; С.С.Бевз; М.Н.Захаров; М.П.Котухов
Название: «Краснознаменный Тихоокеанский флот»

%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BE%D0%BA%D0%В этом военно-историческом очерке рассказывается о «коломбах росских», проложивших путь к Тихому океану, о подвигах русских военных моряков в исследовании его просторов и в борьбе с иноземными захватчиками, о создании советским народом могучего современного флота на Дальнем Востоке, о его вкладе в достижение победы над фашистской Германией и империалистической Японией. Заключительная глава книги посвящена послевоенной жизни и деятельности моряков-тихоокеанцев.

 

 

 

 


Автор: Михаил Анатольевич Кирокосьян
Название: «Русский флаг на Каспии. Два столетия Каспийской флотилии (середина XVII - середина XIX века). Пираты Каспийского моря»

%D0%9A%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B8%D0%B9.jpgВ книгу астраханского исследователя вошли две работы, посвященные истории Прикаспия, становлению и развитию военно-морских сил на Каспийском море. В книге рассматривается история Каспийской флотилии эпохи парусного флота с середины XVII по середину XIX века, описываются важнейшие события боевой деятельности флотилии, рассказывается о кораблях и моряках, приводятся интересные и малоизвестные факты из действий флотилии во время персидских походов Петра I, графа В.Зубова и русско-персидских войн, содержатся биографии морских офицеров. Книга написана на обширном документальном материале, и это, не лишая изложения увлекательности, придает ей весомую убедительность.

 

 

 

 

Автор: Владимир Дмитриевич Овчинников
Название: «Адмирал Федор Ушаков»

%D0%A3%D1%88%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2.jpgКнига основана на уникальных архивных документах и редких публикациях. Автор провёл реконструкцию процесса домашнего обучения и воспитания будущего флотоводца до момента его поступления в Морской корпус, восстановил учебную программу, по которой он занимался. В подробностях описал процесс становления молодого офицера на флотской службе, приобретения им практических навыков.

Важное место уделено боевой и военно-государственной деятельности Ушакова. В книге подробно раскрыты все этапы жизни и деятельности адмирала, с документальной точностью показаны ключевые события российской истории, участником которых он был.

 

 

 

 

 

Автор: Александр Владимирович Кибовский;  Олег Геннадьевич Леонов
Название: «300 лет российской морской пехоте» 

300%20%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%В первом томе юбилейного издания хронологически прослеживаются события от зарождения морской пехоты при Петре I и Азовского похода до эпохи Николая I и героической обороны Севастополя включительно. Отдельная глава посвящена частям-преемникам морских полков, история которых доведена до I мировой и Гражданской войн. Большинство опубликованных в книге данных вводится в научный оборот впервые. Книга содержит более 400 иллюстраций — картины и рисунки лучших художников-баталистов, цветные репродукции, выполненные методом компьютерной графики, старинные фотографии, изображения предметов из музейных и частных коллекций, многие из которых также публикуются впервые. Книга снабжена научно-справочным аппаратом, в том числе именным указателем более чем на 1500 фамилий. Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся военной историей, боевыми традициями русской армии и флота, а также всем, кто неравнодушен к ратному прошлому Отечества.

 

 

 Автор: Андрей Валерьевич Платанов 
Название: «Борьба за господство на Черном море»

%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B1%D0%B0%20%Господство на море - один из краеугольных камней сути существования военно-морской силы. Это, собственно, то, ради чего, вообще, государство создает и содержит свой военный флот. И здесь не важно, понимаются ли под «морем» все океаны Земли или конкретное море, или часть этого моря. Главное - в нужной акватории Мирового океана в нужное время страна должна иметь полную свободу действия для решения там своих насущных проблем, как политических, так и экономических или военных, хотя, как правило, все они взаимосвязаны. В преддверии Великой Отечественной войны только Черноморский из всех советских флотов имел задачу «обеспечить своё господство на театре». Почему только Черноморский? И если уж такая задача перед ним стояла, то как он с ней справился? И вообще — что такое «господство на море»? Ответам на эти вопросы и посвящена данная книга.

 

 

АНО "СЕМЬ ИСТОКОВ" 

Автономная некоммерческая организация содействия социально-культурным проектам

 © 2014 АНО «Семь истоков»