01.2015.jpg?1473170793

 

Праздник — важнейший элемент механизма традиции, который играет огромную роль в деле сохранения и передачи от поколения к поколению социально значимой информации. А кульминацией праздника, его апофеозом были и остаются по сей день фейерверки и иллюминации.

Примечательно, что предшественниками фейерверков являлись примитивные огненно-световые зрелища. Среди такого рода зрелищ самым простым и ранним по происхождению был ярко горящий костер, зажигавшийся народом на местах гуляний.

При первом царе из династии Романовых, Михаиле Федоровиче, использование фейерверков уже носило регулярный характер. Была устроена целая «потешная палата», в задачи которой входило развлечение царя и придворных.
Во время правления царя Алексея Михайловича  с 1645 года по 1676 год «потешная палата» устремилась к своему пику. Царь ценил гражданское искусство при своём дворе.
 

 

1697%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%20%D0%90.%D0%A

 

Популярность эти огненные игрища получили при Петре Первом. На совершеннолетие монарха был устроено грандиозное действо - до этого дня ничего подобного на Руси не видывали. Были запущены в небо множество недавно изобретенных ракет, и разумеется, на земле вспышкам и взрывам ракет вторило грандиозное наземное пиротехническое пиршество.
Как известно, время Петра I — период формирования новой праздничной культуры, дошедшей до наших дней, хотя и с некоторыми изменениями. Среди зрелищ XVIII века фейерверки и иллюминации — самые распространенные и, бесспорно, самые массовые. Их зрительный зал — улицы, набережные, площади.
Царь выступал в роли главного фейерверкера, подолгу «колдовавшего» в специальной лаборатории. Именно ему принадлежит изобретение многих пиротехнических составов и практически всех сюжетов огненной потехи. А подготовкой фейерверков занимались солдаты особой бомбардирской роты. Обычно царь сам руководил представлением и объяснял окружающим значение каждой аллегорической картины, пока она горела.
 

 

1720%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4.jpg?1473170648

 

 

 

Из стрельцов, пушкарей, затонщиков Петр I создал артиллерию. Помимо этого, были созданы две школы, готовящие офицеров-артиллеристов в Москве и Санкт-Петербурге. Офицеры- артиллеристы — выпускники этих школ — стали первыми русскими пиротехниками с академическим образованием.
По мере того как Петр приобретал опыт, задумывавшиеся им пиротехнические представления становились и все более эффектными. Полюбоваться ими помимо гостей государя собирался в большом количестве простой люд, приходивший даже издалека. В Москве новогодние фейерверки возжигались на Красной площади, а в Петербурге — перед Зимним дворцом Петра, дворцом генерал-губернатора Меншикова, в Летнем саду и на Троицкой площади.

 

 

 

 

1763%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4.jpg?1473170793

 

Все «высокоторжественные» дни императорской фамилии, связанные с победами и заключением мира, отмечались празднествами и иллюминацией в садах и парках. Вдоль всех аллей устанавливались различные по рисунку трельяжные конструкции со стеклянными шкаликами (плошками), наполненными салом и скипидаром. Зажжёнными шкаликами украшались фасады дворцов и павильонов, а фонтанные бассейны и пруды опоясывали расставленными на земле свинцовыми, жестяными и глиняными плошками с горящими фитилями.
Фейерверки и иллюминации широко применялись для усиления праздничного характера публичных торжеств и одновременно в целях эмоционального воздействия и идентификации с Родиной. Наряду с этим, устройство «феерического действа» было теснейшим образом связано с развитием художественной культуры.

 

 

 

1724%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4.jpg?1473170793

 

Театрализованные представления послепетровской эпохи, память о которых дошла до нашего времени, были официозно-пышными дворцовыми зрелищами.

Гражданские праздники второй половины XVIII века сопровождались общественными развлечениями светского характера - грандиозными фейерверками с аллегорическими картинами, прославлявшими победы русского оружия и превращение России из сухопутной державы в морскую; артиллерийскими салютами и иллюминацией; уличными маскарадами, которые, хотя и устраивались по образу и подобию европейского карнавала, имели много общего с русскими скоморошьими играми и традиционным святочным и масленичным ряженьем. Неотъемлемой составной частью этих праздников были и многодневные народные гуляния с угощением народа.
На протяжении всего XVIII века фейерверочные представления занимали первостепенное место в программах различных праздников. В Петербурге, на стрелке Васильевского острова, в 1730 году соорудили особый открытый театр для показа фейерверков.
В начале XIX века фейерверочное искусство в России было на вершине своего подъема. Продолжали использовать фитильные щиты, изображающие основную декорацию фейерверка. Декорации достигали иногда огромных размеров, до 50 метров в высоту. Это были архитектурные постройки — храмы, арки, беседки и т.п. Над их созданием трудились известные архитекторы, художники, инженеры и сотни строителей.
К концу XIX века специальные декорации фейерверков создаются все реже, мельчают в масштабах, становятся менее интересными по содержанию и художественному исполнению. Зрелищный эффект в основном достигается за счет чисто пиротехнических и фейерверочных средств.

 

В начале XX века широкое распространение получили небольшие фейерверочные представления. Они устраивались на дачах, в городских парках и скверах как частными лицами, так и различными обществами и учреждениями.

Последний фейерверк в дореволюционной России состоялся в августе 1915 года в честь взятия русскими войсками Перемышля.
В период с 1917-го по 1943 год изготовлением фейерверочных изделий и проведением фейерверков в основном занимались мастера-пиротехники, работавшие в парках культуры и отдыха и на киностудиях. Фейерверочные представления были такими же, как и в начале века: небольшими по масштабу, без пышных декораций, зрелищный эффект обеспечивался за счет новых фейерверочных составов. Мастера-пиротехники сохраняли прежние традиции русского фейерверочного искусства.


1945.jpg?1473170793

 

 

С 1943 года в СССР акцент в развитии фейерверочного искусства сместился к салютам — многократным залпам фейерверочными изделиями. 5 августа 1943 года в Москве прогремел первый артиллерийский салют в честь побед Красной армии, войсками Западного, Центрального, Воронежского, Брянского и Степного фронтов освободивших Орёл и Белгород. Этот салют был первым за время Великой Отечественной войны, поэтому за Орлом и Белгородом закрепилось название «город первого салюта». В дальнейшем стало традицией отмечать салютными залпами победы Красной Армии. Самый большой салют был дан 9 мая 1945 года, в День Победы, в Москве.
 

 

 

 

 

1957.jpg?1473170793

 

После войны эта традиция укоренилась в культурной жизни советского общества, и салюты стали проводить регулярно в дни общегосударственных праздников.

Новый качественный скачок в развитии отечественного фейерверочного искусства произошел в 1992 году, когда в сложившихся экономических условиях предприятия-изготовители фейерверочных изделий были вынуждены расширить ассортимент и получили возможность реализовывать свою продукцию не только государственным учреждениям, но и коммерческим организациям, имеющим в своем штате пиротехников.
 

 

 

 

 

Изменение социально-политических ориентиров в обществе вызвало изменение в его культурной жизни, что выразилось в увеличении культурно-массовых зрелищ (фестивалей, презентаций, юбилеев и т.п.), непременным атрибутом которых стали фейерверки. Это привело к бурному росту количества организаций, занимающихся проведением огненно-световых зрелищ, что не может не радовать нас, зрителей и участников этих незабываемых событий.
 

Отдельными мгновениями незабываемыми по красоте яркими образами настоящего Праздника фейерверочных традиций можно полюбоваться в нашем экспресс-шоу.

 

Искусство фейерверков и иллюминаций в России

Салют 9 мая 2015 - Москва - 70 лет Победы

Салют на Международном фестивале фейерверков «Ростех» 2016г.
 

Фейерверк. Круг света 2014 г.

Церемония открытия зимних Олимпийских игр — Сочи 2014



Открытие Московского Международного фестиваля Круг Света 2016



Открытие Московского международного фестиваля «Круг света»

 

АНО "СЕМЬ ИСТОКОВ" 

Автономная некоммерческая организация содействия социально-культурным проектам

 © 2014 АНО «Семь истоков»