ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО КИНО

ShiryaevA.V.jpg?1454325986Первым русским мультипликатором (1906 год) был Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра, создавший первый отечественный кукольный мультфильм, в котором изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций. Фильм снят на 17,5-миллиметровую плёнку. Время по его созданию заняло три месяца. За время создания Ширяев протёр ногами дыру в паркете, поскольку постоянно ходил от кинокамеры к декорации и обратно.

Данные фильмы обнаружены в архиве Ширяева киноведом Виктором Бочаровым в 2009 году. Там же найдены ещё несколько кукольных мультфильмов: «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро» и любовная драма со счастливым концом «Шутки Арлекина». Современные мультипликаторы ещё не могут разгадать секреты мультипликатора, поскольку куклы Ширяева не просто ходят по земле, но и прыгают и крутятся в воздухе.

Александр Ширяев: Запоздавшая премьера (2003)

Документальный фильм о выдающемся русском балетмейстере и основоположнике объемной анимации 1906-1909 гг.

ПЕРВЫЙ РУССКИЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР - АЛЕКСАНДР ШИРЯЕВ

%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%93%D1«Новый Гулливер» — советская детская мультипликационно-игровая сатирическая комедия, поставленная режиссёром Александром Птушко по мотивам романа Джонатана Свифта и снятая им в 1935 году. Первый фильм, в котором центральный игровой персонаж действует в художественном пространстве, целиком созданном средствами объёмной мультипликации, стал одним из самых значительных явлений советской мультипликации 1930-х годов и своей политической направленностью привлёк внимание зрителей многих стран.
В картине было использовано около 1500 кукол, в том числе — многочисленные вылепленные из глины скульптором Ольгой Таёжной лилипуты.

«НОВЫЙ ГУЛЛИВЕР» — СОВЕТСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННО-ИГРОВАЯ САТИРИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

Новый Гулливер (Александр Птушко, 1935)

БРОНЕНОСЕЦ «ПОТЁМКИН»

 Vintage_Potemkin.jpg?1454331284«Броненосец «Потёмкин»» — немой исторический художественный фильм, снятый режиссёром Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм» в 1925 году. Неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики.
Сценарий этой поистине культовой картины был основан на реальных событиях, произошедших в июне 1905 года, когда на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический» команда подняла восстание. 
Добавить немного красок в отечественное черно-белое полотно впервые решил сам Эйзенштейн. Во время создания знаменитой ленты режиссер собственноручно раскрасил в красный цвет флаг на кинопленке. Именно его поднимали над судном восставшие матросы. 

Броненосец Потемкин ( 1925)

В наступившем 2016 году, объявленном Годом российского кино, мы открываем новый проект, целиком посвященный отечественному кино.
Основываясь на собственном опыте и мнениях известных кинематографистов, мы сделаем экскурс в историю развития кинематографа, напомним об общепризнанных успехах киноискусства как синтеза литературы, изобразительного искусства, театра и музыки, предоставим уникальную возможность просмотра в удобных для Вас месте, времени и обстоятельствах отобранных нами шедевров, созданных под покровительством известной с 1895 года Музы Кино.
Читайте и смотрите предложенные нами материалы и предлагайте к чтению и просмотру сами (наш электронный адрес sem.istokov@yandex.ru)!

ГЛАВНЫЙ СКАЗОЧНИК СОВЕТСКОГО КИНО

Alexandr_Rou_01.jpg?1455110555

Александр Артурович Роу (1906—1973) — советский кинорежиссёр, автор 16 фильмов-сказок. Народный артист РСФСР (1968).

Режиссера Александра Роу, главного сказочника советского кино,  до сих пор никто не смог превзойти: ежегодно в прокат выходят новые  детские картины, а  мы продолжаем с удовольствием смотреть  пусть в чем-то наивные, но полные современного озорства, поэзии и любви к русской сказке фильмы.

Наивные и прекрасные – режиссер говорил, что сказка неотделима от красоты – фильмы Роу преподают зрителям всех возрастов нехитрые, но важные уроки: победу добра над злом, труда над ленью, ценность любви и дружбы.
 

Василиса Прекрасная. (Александр Роу 1939)

%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%

В «Василисе Прекрасной» есть захватывающие эпизоды сражения главного героя Иванушки со Змеем Горынычем. На Экспериментальном заводе игрушек в подмосковном Загорске было изготовлено несколько Змеев Горынычей разных размеров. Самого большого — длиной в несколько метров — везли на съемки в Ялту на четырех платформах. Когда его собрали, внутрь поместили 14 человек разного роста. В головах (Горыныч тот был о шести головах) могли поместиться только лилипуты. Сидевшие внутри двигались по команде - и многоглавое чудовище оживало! После долгих репетиций была назначена съемка. Режиссер дал команду, Сергей Столяров, игравший Иванушку, лихо пришпорил коня, держа наперевес длинную пику, и помчался на Змея Горыныча. Змей ожил, но тут испугался настоящий конь под актером! Он начал пятиться назад и наконец встал как вкопанный. Съемку пришлось прекратить. Целую неделю коня водили к Змею Горынычу, на пути рассыпали вкусную приманку - овес, сено, и конь постепенно перестал бояться ужасного чудища.

%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BA%D0%

«Морозко» стал 13-ым полнометражным фильмом режиссёра Александра Роу и оказался счастливым: критики и зрители приняли фильм с восторгом.
Инна Чурикова сыграла Марфушеньку ещё будучи студенткой Щукинского училища. Позже она вспоминала: «Я очень хотела сниматься, но даже не надеялась, что меня возьмут. На пробах мы грызли орехи, я их очень хорошо грызла, не щадя зубов своих. Наверное, поэтому Александр Артурович меня взял». 

Стивен Спилберг (Steven Spielberg) называл фильм «Морозко» предтечей целого ряда киношедевров Голливуда: именно из картины Роу черпали идеи создатели зрелищных спецэффектов, украсивших многие американские блокбастеры.
Пес Дружок до фильма «Морозко» уже снимался в «Сказка о потерянном времени».

Киносказочник Александр Роу 2004

Морозко (Александр Роу 1964)

%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%8C%D1%8F%20%D0%B8%

Комбинированные съёмки — эпизоды с преображением Водокрута и колдовством, сцены в подводном царстве — были выполнены в фильме на высоком для того времени уровне.

Лицо и голову Георгия Милляра, сыгравшего в фильме Квака, перед съемками намазывали зеленкой.
Форма солдата полностью соответствует русской военной форме середины XIX века.

 

Марья-искусница (Александр Роу 1960)

 Финист - ясный сокол

 (Памяти Александра Роу. 

Геннадий Васильев 1975)

%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82.jpg

«Финист — Ясный Сокол» — советский художественный фильм-сказка, поставленный на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького режиссёром Геннадием Васильевым по мотивам русских народных сказок и одноимённой сказочной пьесы Н. Я. Шестакова. Получил главный приз на международном кинофестивале в Хихоне (Испания). Посвящён памяти режиссёра-сказочника Александра Роу. В титрах фильма Роу значится соавтором сценария. Это дань творчеству большого мастера, чьи картины — «Варвара-краса, длинная коса», «Морозко», «Огонь вода и медные трубы», «Кощей Бессмертный» — задали каноны жанра киносказки и оказали влияние на всех режиссеров, пришедших ему на смену.

 

АНО "СЕМЬ ИСТОКОВ" 

Автономная некоммерческая организация содействия социально-культурным проектам

 © 2014 АНО «Семь истоков»